Защитники прав потребителей угрожают WhatsApp судом за разглашение пользовательских данных
Союз обществ по защите прав потребителей направил компании WhatsApp Inc., производителю одноименного мессенджера, официальное требование о прекращении противоправной деятельности (нем. Abmahnung). Юристы Союза утверждают, что WhatsApp нарушает законодательство о защите персональных данных, передавая их третьим лицам. После невыполнения такого рода требований обычно следует обращение в суд.
Месяц назад WhatsApp внес серьезные изменения в свои «Условия предоставления услуг» (англ. Terms Of Service) и «Политику конфиденциальности» (Privacy Policy). В частности, в них значится, что теперь пользовательские данные будут передаваться в Facebook (этой социальной сети с 2014 года принадлежит мессенджер). Среди прочего, Facebook получит доступ к номерам телефонов из записной книжки пользователя и, вероятно, к текстам сообщений, чтобы «наладить координацию и улучшить опыт использования сервисов».
Специалисты полагают, что таким образом Facebook планирует улучшить работу своей рекламной службы, сделав таргетинг объявлений еще более точным и гибким.
Юристы Союза обществ по защите прав потребителей (Bundesverband der Verbraucherzentralen, VZBV) озабочены тем, что WhatsApp добивается согласия пользователей на принятие новых условий недобросовестными способами.
Действительно, на экране, информирующем о новых условиях, расположена лишь краткая информация без важных деталей и большая зеленая кнопка «Принять». Чтобы отказаться, пользователю необходимо нажать на малозаметную ссылку в тексте и перейти на скрытый экран настроек.
Если же новые условия были по неосторожности приняты, у пользователя есть всего 30 дней, чтобы все-таки отказаться от них. Это можно сделать, перейдя в настройки приложения WhatsApp в раздел «Аккаунт → Дать инфо об аккаунте» (Einstellungen → Account → Meine Account-Info Teilen).
Представители WhatsApp подчеркивают, что передаваемая наружу информация надежно зашифрована и никогда не будет опубликована в открытом доступе. Тем не менее, по новым условиям, даже если пользователь отказался от передачи данных, они все равно будут направляться в Facebook, но не станут использоваться для таргетирования рекламы.
WhatsApp — самый популярный в мире сервис для обмена сообщениями, на сегодняшний день им пользуются более одного миллиарда человек. В 2014 году сервис был приобретен компанией Facebook за 20 миллиардов долларов. Теперь, похоже, пришло время возвращать инвестиции.