Прима-балерина Надя Сайдакова: «В нашей труппе не найдется никого, кто бы хотел работать с Сашей Вальц!»

В Берлинском государственном балете кипят нешуточные страсти, которые могут в скором времени уничтожить одну из лучших классических трупп. Обстановка накалилась до предела, когда выяснилось, что решение о назначение нового руководства было принято в обход мнения артистов. «Живой Берлин» попросил прокомментировать ситуацию ведущую солистку театра Надю Сайдакову (Nadja Saidakova).

Предыстория

— Надя, расскажите, пожалуйста, с чего все началось? В чем заключается основной конфликт?

— Наша «бомба» взорвалась 7 сентября, когда мы — труппа и дирекция театра — узнали из прессы, что с 2019 года у нас будут два новых руководителя: балетный директор Саша Вальц (Sascha Waltz), которая не нуждается в представлении, и второй директор Йоханнес Оман (Johannes Öhman) из Стокгольма, где он сейчас руководит шведским королевским балетом. Однако этот балетмейстер не настолько известен в балетном мире и не пользуется репутацией одного из лучших хореографов, чтобы руководить такой большой балетной труппой, как наша.

Это повергло всех в шок и мы до сих пор находимся в таком состоянии. Дело в том, что Саша Вальц — хореограф с именем, но представляет так называемый Tanztheater (форма современного танцевального театра, появившаяся во второй половине XX века. — ЖБ) — это совершенно другое направление, нежели классический балет, имеющий столетние традиции и абсолютно классический стиль. Последние 10 лет, когда нами еще руководил Владимир Малахов, мы вошли в десятку лучших классических трупп мира: у нас есть имидж, звезды и репертуар, наш театр олицетворяет совсем другую область балета, которая не имеет никакого отношения к направлению Tanztheater.

Во-первых, нас возмутил сам факт такой странной смены руководства. Во-вторых, возмутило то, что нам никто об этом не сказал — мы об этом узнали из газет. В-третьих, возмутило то, что политики — бургомистр Берлина Михаэль Мюллер (Michael Müller) и госсекретарь по культуре Тим Реннер (Tim Renner) — объявили о том, что они по своей инициативе произвели данное назначение. Хочу обратить внимание на то, что это произошло непосредственно перед выборами в Берлине, которые состоятся 18 сентября. Таким образом, они, видимо, хотели показать, что нужно срочно обновлять репертуарную политику театра.

nadja-saidakova-full

Надя Сайдакова. Фото из личного архива

Петиция

— На сайте change.org размещена петиция под названием «Спасите государственный балет Берлина!» (нем. Rettet das Staatsballett!). Если она наберет определенное количество подписей, то это сможет как-то повлиять на изменение ситуации?

— Мы очень надеемся на это. Петиция — первый шаг, о котором мы переговорили с коллегами, и они сказали, что это обязательно нужно сделать. Кроме того, мы говорим с общественностью, ищем поддержку не только среди коллег, но и среди всех неравнодушных людей.

— Как вы предлагаете поступить?

— Один из пунктов нашей петиции гласит: собрать профессиональных и компетентных специалистов, а также всех людей, неравнодушных к искусству вообще и к классическому балету в частности. Кроме того, мы говорим с общественностью и ищем поддержку не только среди коллег. Это могут быть журналисты и представители разных театров высокого уровня, а также представители нашего театра.

Фото: сайт change.org

Фото: change.org

— У вас есть какая-либо альтернативная кандидатура на пост директора Берлинского балета, которую можно было бы выдвинуть?

— Я не могу сейчас назвать альтернативные имена, поскольку это должен сделать совет. Естественно, возникает очень много имен, кого бы мы хотели видеть на этом посту. В балетном мире есть огромное количество людей, которые бы могли занять эту должность. В Берлинской филармонии, например, у музыкантов есть такое право еще с XIX века — они сами для себя выбирают главного дирижера, но у них другая структура и постоянные контракты, а мы, артисты балета, не имеем такой возможности.

— Вы упомянули фамилию Владимира Малахова, который руководил Берлинским балетом. Как вы думаете, реально ли, чтобы он вернулся и снова возглавил балетную труппу?

— Это совершенно реально. И я хочу сказать, что Владимир Малахов входит в первую десятку претендентов, которые могли бы занять эту должность. У него сейчас нет постоянного контракта, и он знает нашу труппу как никто. Именно Владимир поднял ее на такой высокий уровень.

web_balanchine_jewels_foto_by_carlos_quezada_dsc5175

Фото: Carlos Quezada | Staatsballett Berlin

Традиции или инновации

— Если использовать спортивную терминологию, то как бы Вы смогли прокомментировать назначение нового руководства балета?

— Назначение нового руководства можно сравнить с тем, если бы тренера по теннису назначили руководить футбольной командой — для нас это звучит именно так. Это — полное неуважение к нашей профессии классического балета и к нашему стилю, и приведет к тому, что все обрежут на корню.

Саша Вальц не имеет никакого отношения к классическим танцам. Как она может нами руководить? Что она нам даст? Нам сейчас объявляют, что Берлинскому балету нужны новшества и инновации. Что значит — инновации? На пресс-конференции Саша Вальц заявила, что каждый год в течение пяти лет будет делать минимум две-три свои новые постановки и ежегодно одну из старого репертуара. Если мы будем танцевать старый репертуар Саши Вальц, который уже в Берлине шел десятки раз, о каких инновациях они говорят?

Берлин потеряет классическую труппу — одну из лучших в мире и всех солистов и талантливых молодых людей, которые у нас еще пока есть, а никто новый не придет, потому что, слыша имя Саши Вальц и зная ее репутацию, все понимают, о чем идет речь: это — Tanztheater, где люди не имеют классического образования.

— Вы сказали, что речь идет о том, кто займет директорскую должность в 2019 году. Но сейчас у нас 2016 год. Кто будет руководить балетом оставшиеся три года?

— На это время директором у нас будет Начо Дуато (Nacho Duato), который на данный момент им и является. Ему, как заявили политики, дают второй шанс, что я считаю большой наглостью. О каком втором шансе можно говорить, когда за его спиной такое сделали? О каком всплеске хореографического искусства можно говорить, когда ему сказали, что через три года не продлят его контракт? Как он может найти людей, которые захотят работать? Труппа обновляется каждый год, и должны приходить трое-четверо новых человек. Как могут прийти лучшие люди, если они знают, что произойдет?

web_oneg_190511_007_enriconawrath_1mb

Фото: Enrico Nawrath | Staatsballett Berlin

Стопроцентный прогноз

— А в труппе есть какой-то раскол? Кто-то поддерживает Сашу Вальц или у вас единая позиция?

— У нас единая позиция. После того, как мы все хорошо обсудили, в нашей труппе не найдется никого, кто бы хотел работать с Сашей Вальц. Таких нет!

— Если все-таки начальство не прислушается к мнению труппы и, используя административный ресурс, «продавит» свое решение, то может так произойти, что труппа просто распадется, а артисты разбегутся?

— Это стопроцентный прогноз! Другого не произойдет, если действительно Саша Вальц займет директорское кресло. Труппа сразу же уйдет.

Новая концепция Берлинского балета заключается в том, чтобы объединить классический репертуар и репертуар Саши Вальц в пропорции «50 на 50». Но это тоже вызывает массу вопросов уже у людей, представляющих Tanztheater. Как они должны встраиваться в классический репертуар? МЫ не подходим ЕЙ, а ОНА не подходит НАМ! Это — два совершенно разных формата!

web_img_6189-edit_foto_yan_revazov_2400x1900px

Фото: Yan Revazov | Staatsballett Berlin


Видеообращение прима-балерины Берлинского государственного балета Нади Сайдаковой


Читайте также:

Евгений Кудряц

Аугсбург


Поделиться
Отправить
Класс