Интервью с создателем машины времени Сергеем Ларенковым

Серия поразительных коллажей, совмещающих в себе исторические кадры блокадного Ленинграда, взятия Берлина, Праги и Вены с современными видами этих городов, облетела недавно весь интернет. Их автор — бывший моряк дальнего плавания Сергей Ларенков — рассказывает, как он придумал и реализовал такой наглядный и захватывающий способ сплести прошлое и настоящее.

© Сергей Ларенков. Берлин спустя 65 лет

На днях я наткнулся в сети на подборку коллажей, где их автор совместил военные фотографии взятия Берлина с современными кадрами столицы Германии. Просматривая эти работы, буквально погружаешься в страшное прошлое, на несколько мгновений оно перестаёт быть чем-то далёким и становится реальностью.

© Сергей Ларенков. Берлин спустя 65 лет

К примеру, такое ощущение, что маршал Жуков возвращается со скучной экскурсии по Рейхстагу.

© Сергей Ларенков. Берлин спустя 65 лет

Гуляя сейчас по парку Тиргартен (нем. зоосад), трудно себе представить, что когда-то он был полон стальных «тигров».

© Сергей Ларенков. Берлин спустя 65 лет

Под впечатлением от увиденного я захотел поближе познакомиться с Сергеем Ларенковыми — человеком, которому удалось очень наглядно связать прошлое и настоящее не только Берлина, но и других городов.

Сергей, расскажите, пожалуйста, о себе: кто вы, где живёте, кем работаете?

Живу я в Санкт-Петербурге, работаю в Санкт-Петербургском морском порту лоцманом, завожу в порт и вывожу в море разные корабли. До этого ходил в дальние плавания, изучал мир.

Как появилась идея совместить на одной фотографии современность и историю?

Когда бросил якорь в родном порту, возникла необходимость чем-то заполнить страсть исследования. Я стал собирать старинные карты и старые открытки с видами Санкт-Петербурга. Тут и пришла идея наложить открытки на современные виды города. До этого я не видел ничего подобного, вот что получилось:

© Сергей Ларенков. Санкт-Петербург. Перемещаясь во времени

Первые работы я сделал шесть лет назад, но тогда рука не была как следует набита, и некоторые работы кажутся сыроватыми. Тем не менее, мне удалось создать своего рода путешествие во времени.

© Сергей Ларенков. Санкт-Петербург. Перемещаясь во времени

Таким образом, простое любопытство переросло в хобби.

© Сергей Ларенков. Санкт-Петербург. Перемещаясь во времени

В январе прошлого года наш город праздновал 65-ю годовщину снятия блокады. Я не мог остаться в стороне, ведь обе мои бабушки и оба деда были в кольце блокады, одни работали здесь, другие здесь воевали. И я решил применить накопленный с открытками опыт для создания работ с блокадными фотографиями. Получившийся результат меня самого ошеломил. А когда я разместил первые из коллажей о блокаде на своей странице http://vkontakte.ru/larenkov, эти фотографии разлетелись по всему интернету, пришла масса положительных откликов, и я решил продолжить работать над этой темой на более серьезном уровне.

Расскажите о том, как вы делали свои снимки для последующей обработки? Как готовились к поездке, как искали соответствующие места в городах, как решали географические нестыковки, вроде «с такого ракурса теперь снять нельзя, потому что сейчас здесь построили новый дом»? Как проходил процесс отбора исторического материала?

Я работал в архивах, пытался найти в современном городе многие места, изображенные на архивных фотографиях. Многое мне удалось, но далеко не все. Есть интересные фотографии, которые я не смог переснять по банальным причинам – старый вид зачастую перекрыт автомобилями, рекламными щитами и т.д.

Главное в таких коллажах – наиболее точно найти точку съемки, порой до сантиметров, иначе фотографии не совпадут. Находить точку съемки мне помогает моя штурманская специальность. Работая лоцманом, я умею определять место, где я нахожусь, по соотношению ориентиров.

Год назад ко мне обратились сотрудники музея истории Санкт-Петербурга, и мы создали две выставки с использованием моих работ в музеях Санкт-Петербурга.

Тогда же мне и пришла идея совершить поездку в Европу, чтобы переснять события 1945 года. Готовиться к поездке в Берлин, Прагу и Вену я начал заранее и основательно. Много времени прошедшей зимой я провел в архивах, отбирал интересные фотографии. Стал подробно изучать карты городов. Затем я стал искать места, изображенные на старых фотографиях с помощью интернета. Шутка ли, приехать впервые в незнакомый город, где нет ни одного знакомого человека, с фотографиями, сделанными 65 лет назад, и отыскать те же места. Открыточные виды, такие как Рейхстаг или Бранденбургские ворота найти, конечно же, не представляет труда, а вот, например, фотография ниже заставила потрудиться.

© Сергей Ларенков. Берлин спустя 65 лет

Большинство фотографий до сих пор не выложено, я надеюсь организовать когда-нибудь выставку в Берлине, для чего самые интересные работы пока приберег.

Понравился ли вам современный Берлин?

Берлин мне очень понравился. Как-то легко в нем дышится. Очень молодой и дружелюбный город. Особенно, сопоставляя современный Берлин, с тем, что изображен на старых фотографиях. Берлин, как и Санкт-Петербург, весь пропитан историей, старой и не очень, и это все очень интересно. Надеюсь посетить Берлин снова, ведь у меня осталось еще немало архивных фотографий, которые я пока не смог привязать к современности. Да и вообще за те четыре апрельских дня, в течение которых я был в Берлине, я его толком-то и посмотреть не успел, все мотался в поисках старинных видов.

Сергей, большое спасибо вам за ваши работы и за подробные ответы! Я и многие читатели Живого Берлина с удовольствием поможем найти все интересующие вас места, а также постараемся поближе познакомить вас с нашим городом.


Ссылки по теме:

Николай Мясников

И.о. главного редактора и продюсер проекта. Берлин


Поделиться
Отправить
Класс