Интервью с создателем машины времени Сергеем Ларенковым
На днях я наткнулся в сети на подборку коллажей, где их автор совместил военные фотографии взятия Берлина с современными кадрами столицы Германии. Просматривая эти работы, буквально погружаешься в страшное прошлое, на несколько мгновений оно перестаёт быть
К примеру, такое ощущение, что маршал Жуков возвращается со скучной экскурсии по Рейхстагу.
Гуляя сейчас по парку Тиргартен (нем. зоосад), трудно себе представить, что
Под впечатлением от увиденного я захотел поближе познакомиться с Сергеем Ларенковыми — человеком, которому удалось очень наглядно связать прошлое и настоящее не только Берлина, но и других городов.
Сергей, расскажите, пожалуйста, о себе: кто вы, где живёте, кем работаете?
Живу я в Санкт-Петербурге, работаю в Санкт-Петербургском морском порту лоцманом, завожу в порт и вывожу в море разные корабли. До этого ходил в дальние плавания, изучал мир.
Как появилась идея совместить на одной фотографии современность и историю?
Когда бросил якорь в родном порту, возникла необходимость
чем-то заполнить страсть исследования. Я стал собирать старинные карты и старые открытки с видами Санкт-Петербурга. Тут и пришла идея наложить открытки на современные виды города. До этого я не видел ничего подобного, вот что получилось:
Первые работы я сделал шесть лет назад, но тогда рука не была как следует набита, и некоторые работы кажутся сыроватыми. Тем не менее, мне удалось создать своего рода путешествие во времени.
Таким образом, простое любопытство переросло в хобби.
В январе прошлого года наш город праздновал 65-ю годовщину снятия блокады. Я не мог остаться в стороне, ведь обе мои бабушки и оба деда были в кольце блокады, одни работали здесь, другие здесь воевали. И я решил применить накопленный с открытками опыт для создания работ с блокадными фотографиями. Получившийся результат меня самого ошеломил. А когда я разместил первые из коллажей о блокаде на своей странице http://vkontakte.ru/larenkov, эти фотографии разлетелись по всему интернету, пришла масса положительных откликов, и я решил продолжить работать над этой темой на более серьезном уровне.
Расскажите о том, как вы делали свои снимки для последующей обработки? Как готовились к поездке, как искали соответствующие места в городах, как решали географические нестыковки, вроде «с такого ракурса теперь снять нельзя, потому что сейчас здесь построили новый дом»? Как проходил процесс отбора исторического материала?
Я работал в архивах, пытался найти в современном городе многие места, изображенные на архивных фотографиях. Многое мне удалось, но далеко не все. Есть интересные фотографии, которые я не смог переснять по банальным причинам – старый вид зачастую перекрыт автомобилями, рекламными щитами и т.д.
Главное в таких коллажах – наиболее точно найти точку съемки, порой до сантиметров, иначе фотографии не совпадут. Находить точку съемки мне помогает моя штурманская специальность. Работая лоцманом, я умею определять место, где я нахожусь, по соотношению ориентиров.
Год назад ко мне обратились сотрудники музея истории Санкт-Петербурга, и мы создали две выставки с использованием моих работ в музеях Санкт-Петербурга.
Тогда же мне и пришла идея совершить поездку в Европу, чтобы переснять события 1945 года. Готовиться к поездке в Берлин, Прагу и Вену я начал заранее и основательно. Много времени прошедшей зимой я провел в архивах, отбирал интересные фотографии. Стал подробно изучать карты городов. Затем я стал искать места, изображенные на старых фотографиях с помощью интернета. Шутка ли, приехать впервые в незнакомый город, где нет ни одного знакомого человека, с фотографиями, сделанными 65 лет назад, и отыскать те же места. Открыточные виды, такие как Рейхстаг или Бранденбургские ворота найти, конечно же, не представляет труда, а вот, например, фотография ниже заставила потрудиться.
Большинство фотографий до сих пор не выложено, я надеюсь организовать когда-нибудь выставку в Берлине, для чего самые интересные работы пока приберег.
Понравился ли вам современный Берлин?
Берлин мне очень понравился.
Как-то легко в нем дышится. Очень молодой и дружелюбный город. Особенно, сопоставляя современный Берлин, с тем, что изображен на старых фотографиях. Берлин, как и Санкт-Петербург, весь пропитан историей, старой и не очень, и это все очень интересно. Надеюсь посетить Берлин снова, ведь у меня осталось еще немало архивных фотографий, которые я пока не смог привязать к современности. Да и вообще за те четыре апрельских дня, в течение которых я был в Берлине, я еготолком-то и посмотреть не успел, все мотался в поисках старинных видов.
Сергей, большое спасибо вам за ваши работы и за подробные ответы! Я и многие читатели Живого Берлина с удовольствием поможем найти все интересующие вас места, а также постараемся поближе познакомить вас с нашим городом.
Ссылки по теме:
Директор проекта и издатель. Берлин
Комментарии к этой заметке в Живом Журнале »
видела в сети давно еще подборку с блокады, тогда еще впечатлила. Круто, что еще могу сказать!
А я вот, как жираф, только пару недель назад натолкнулся. Да и то достаточно случайно.
Oбалдеть! Аж мурашки по коже!