Ретро-кинотеатр «Babylon»

Как только одной информационной технологии приходит на смену другая, первую тут же дружно начинают хоронить. Сейчас модно прощаться с бумажными книгами. Отдельные индивиды ещё цепляются за «непередаваемый запах бумаги» и «тёплое шуршание страниц», в то время как массы уверенно переходят на электронные «читалки». Несмотря на это, не думаю, что обычным книгам суждено полностью исчезнуть. По крайней мере не в ближайшие десятилетия.

Подобное уже не раз было в истории. Когда пришло телевидение, думали, что оно убьёт кино. Не смогло. Как и сам кинематограф в своё время не задушил театр. И даже такой, казалось бы, промежуточный жанр, как немое кино никуда не исчез. Многие до сих пор с удовольствием смотрят шедевры эпохи Великого Немого по телевизору. Да и современные режиссёры нередко обращаются к стилистике первых лет Голливуда. Один только ошеломительный успех «Артиста» Мишеля Хазанавичуса чего стоит!

Как и любую киноленту, снятую для большого экрана, немые фильмы лучше всего смотреть в кинотеатре. Желательно, как сто лет назад, в сопровождении живой музыки, исполняемой настоящим тапером на оригинальном театральном органе. Для желающих окунуться в атмосферу 20-х годов прошлого века в Берлине есть ретро-кинотеатр «Babylon».

IMGP8025-web

Построенный в 1929 году по проекту известного архитектора Ганса Пёльцига, «Babylon» предназначался для показа немых фильмов и театральных постановок. Зал был оборудован одновременно и оркестровой ямой, и театральным органом.

кинотеатр «Babylon» незадолго до своего открытия в 1929 году

Berlin, Neues Gross-Filmtheater am Bülowplatz

Позднее зал был переоборудован под звуковое кино, орган заброшен, а оркестровая яма демонтирована. Во времена ГДР кинотеатр принадлежал Совэкспортфильму и использовался для премьерных показов.

«30 лет советскому киноискусству». 1949 год

Berlin, Luxemburgplatz, Kino

После объединения Германии «Babylon» был сначала закрыт, но в конце 90-х отреставрирован и снова введён в строй. Одновременно с этим мастером Гансом Иоахимом Айхбергом и инженером Дагобертом Лирсом восстанавливался полностью вышедший из строя театральный орган, которому к тому времени было уже без малого 70 лет. В 2000-х «Babylon» начал использоваться для показа классических немых фильмов, а также для проведения берлинского кинофестиваля Berlinale. Окончательную реставрацию органа в середине 2000-х семидесятивосьмилетний мастер Г.И. Айхберг провёл уже исключительно на благотворительных началах.

мастер Ганс Иоахим Айхберг рассказывает о реставрации органа

IMGP7923-web

Театральные органы первоначально были предназначены для имитации оркестрового музыкального сопровождения спектаклей. Их звучание имело мало общего с таковым у обычного духового органа, зато походило на звучание более привычных инструментов, таких как фортепиано. Благодаря применению электро-пневматических механизмов размеры их были сравнительно компактными — примерно с одноэтажный коттедж. С приходом немого кино в органы была добавлена возможность имитировать всевозможные шумы: завывание ветра, раскаты грома, звуки автомобильных моторов, сирен и многие другие.

орган кинотеатра «Babylon» производства фирмы
«Frankfurter Orchestrion- & Piano-Instrumenten-Fabrik J. D. Philipps»,
оригинальная табличка утрачена, в процессе реставрации ошиблись
и подписали «Philips» с одной буквой «p». 

IMGP8016-web

Подобных инструментов осталось сейчас совсем немного. Тех, что до сих пор играют на месте первоначальной установки, в Германии всего два: один у Северонемецкой телерадиовещательной компании NDR, второй в кино «Babylon».

В качестве таперов здесь выступают такие известные органисты, как Анна Вавилкина и Кэмерон Карпентер. Насколько сложна эта профессия я начал понимать лишь недавно, во время просмотра полуторачасовой драмы «Грязные деньги».

IMGP8023-web

Музыка и в звуковом-то кино имеет огромное значение для передачи нужного настроения, а в немом её важность становится просто колоссальной. Музыкант должен не только хорошо прочувствовать атмосферу фильма, идеально владеть непростым, мягко говоря, инструментом, но и быть способным к импровизации композитором. Обязательно наличие и чувства юмора, и чувства меры. Не говоря уже о выносливости — играть импровизируя без остановки полтора часа не каждому под силу.

органист Анна Вавилкина за инструментом,
на экране американская кинозвезда Анна Мэй Вонг 
в роли Сонг в немецко-английском фильме «Грязные деньги»

IMGP7978-web

В заключение скажу только, что на фоне десятков безвкусных, инкубаторских перезапусков сиквелов римейков экранизаций, созданных по мотивам видеоигр, комиксов, вечер просмотра киноклассики под живую музыку выглядит для меня теперь более чем заманчивой альтернативой.


Ссылки по теме:

Николай Мясников

И.о. главного редактора и продюсер проекта. Берлин


Поделиться
Отправить
Класс