Берлинале-2020: о Берлине и не только. Есть даже комедия!
Трио историй о Берлине
I. Сестрёнка (Schwesterlein)
Картина о двух близнецах, Свене (Ларс Айдингер) и Лизе (Нина Хосс), швейцарского режиссерского дуэта Стефани Шуа и Вероника Реймонд.
Свен родился на две минуты раньше Лизы, поэтому он зовет ее «маленькой сестрёнкой» и считает своим долгом ее защищать. Но когда у Свена диагностируют лейкемию, приходит очередь Лизы заботиться о нем.
Это история не только об отношениях близнецов и о борьбе с болезнью, она, в первую очередь, о любви к театру как к призванию. Ведь Лиза, в прошлом успешный немецкий драматург, променяла театральный мир Берлина на семейную жизнь в швейцарских горах, но так и не сумела полностью убедить себя в правильности своего выбора.
Свен — звезда того самого театра, в котором раньше работала Лиза. Сцена для него — вся жизнь, но именно этой жизни лишает его болезнь и именно ради возвращения на сцену он готов бороться с болезнью до конца.
Помогая брату сражаться с раком, Лиза делает это во многом и для себя — ведь потеря Свена станет для нее не только потереей родного человека, но и потерей последней нити, которая связывает ее с театральным Берлином.
Флер реалистичности истории придает тот факт, что звезду берлинской сцены, больного лейкемией, в «Сестрёнке» исполняет звезда берлинской сцены Ларс Айдингер, его сестру-близняшку играет давняя коллега Айдингера по сцене Нина Хосс, в роли режиссера театра Томас Остермайер. Съемки всех связанных с театром сцен проходили в берлинском «Шаубюне», где Хосс и Айдингер выступают на сцене, а Остермайер является главным режиссером и худруком.
II. Берлин. Александерплац (Berlin Alexanderplatz)
Современная интерпретация классического романа Альфреда Дёблина повествует о беженце из западной Африки по имени Фрэнсис. Он дает себе зарок жить честно, в рамках закона, и никогда больше не ввязываться в авантюры, сулящие опасность.
Воплотить это решение в жизнь оказывается не
Знакомство сначала с владелицей ночного клуба Евой, а позже с эскорт-девушкой Мизе помогают ему почувствовать то, чего он никогда еще не знал — счастье. Но надолго ли?
III. Ундина (Undine)
Ундина (Паула Беер) работает музейным гидом в Берлине. Она знает все не только о Гумбольдт-форуме, но и о том, какая блузка лучше подойдет к костюму, да и сама она — красавица.
Ундина постоянно заглядывается на Йоханнеса, проводящего время в музейном кафе: на месте ли он? Пришел ли уже? Придет ли сегодня? Но Йоханнес уходит и бросает Ундину, магия ее привычного мира рушится.
В отличие от андерсеновской «Русалочки», в «Ундине» Кристиана Петцольда, классика немецкой новой волны, главная героиня не позволяет уходу возлюбленного полностью разрушить ее жизнь и влюбляется вновь, в Кристофа (Франц Роговски) — аквалангиста, который исследует подводный мир искусственного озера.
В своей визуально насыщенной картине Петцольд заново открывает нам классическую легенду о Русалочке, делая ее одновременно актуальной и вневременной. А еще очень красивой.
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
Неизбранные дороги (The Roads not Taken)
В реальной жизни Лео депрессирует, лежит в кровати целыми днями и теряется в своих мыслях и воспоминаниях. Окружающие по большей части считают его больным и отворачиваются от него. Только дочери Молли не все равно, что происходит с отцом.
Перед внутренним взором Лео проносятся две непрожитые жизни. Первую из них он проводит в Мексике с возлюбленной Долорес, мы видим сцены их брака, выросшего из страсти. Во второй жизни Лео — одинокий писатель, живущий на греческом острове.
Все неслучившиеся события и сюжеты роятся в сознании Лео и он лишь изредка выныривает из них, возвращаясь обратно к дочери и к Нью-Йорку, где он живет сейчас.
«Неизбранные дороги» Салли Поттер — это история о множествах вариантов жизней, которые мы проживаем в своей голове, и о безусловной дочерней любви, которая становится той нитью, что удерживает сознание отца по эту сторону реальности.
ДАУ. Наташа (DAU. Natasha)
Наташа и Ольга работают в столовой института ДАУ. Это место — настоящее сердце всего института, сюда приходят все: сотрудники, ученые и зарубежные гости, как, например, Люк Биже. С ним у Наташи начинается роман, о котором она рассказывает коллеге Ольге, характеризуя француза как «нежного». Но в счастливые будни вмешивается секретная служба под руководством Владимира Ажиппо.
То, что последует за этим, не покажется «нежным» ни Наташе, ни нам, зрителям.
«ДАУ. Наташа» — как и весь проект ДАУ — это исследование тоталитаризма сквозь призму судеб отдельных людей.
Художественный руководитель фестиваля Карло Шатриан рассказал в интервью «Живому Берлину», почему он очень хотел представить ДАУ на фестивале:
«Мы познакомились с проектом „ДАУ“ на ранних этапах его развития, посмотрели много отснятого материала и были очень впечатлены силой образов, их иммерсивной мощью. С того момента мы обсуждали с Ильей (Хржановским — ЖБ), как можно было бы представить этот материал в рамках кинофестиваля, а не арт-хэппенинга.
В конце концов мы решили, что один сегмент достаточно силён, чтобы взять его в программу основного конкурса («ДАУ. Наташа» — ЖБ). Мы ожидаем, что часть зрителей будут смотреть этот фильм, ничего не зная ни о проекте «ДАУ», ни об особенностях работы тех институтов, о которых он рассказывает, и будут воспринимать этот фильм как любую другую фестивальную ленту, без предыстории».
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
Сибирь (Siberia)
Режиссер-визионер Абель Феррара представляет на фестивале свою новою работу, посвященному мистическому опыту путешествия человека-отшельника вглубь себя, своих (сно)видений и своей реальности. В роли отшельника — экранное альтер-эго режиссера и его главная муза, Уиллем Дефо.
Удалить историю (Delete History)
История трех героев из французской провинции, которые так или иначе страдают от современной поглощенности миром социальных сетей и медиа.
И пусть у каждого из них отдельная беда, но справиться с ними они могут только объединившись и бросив вызов всей современной системе, ориентированной на засилье виртуальной реальности.
«Удалить историю» (режиссеры Бенуа Делепин и Гюстав Керверн) — редкий пример качественной комедии в основном конкурсе «Берлинале».
Облученный (Irradiés)
«Мужчина бережно, будто сокровище в храме, ставит в игрушечный домик старую, чудом сохранившуюся фотографию своей семьи. Начинается путешествие вглубь боли…». Фильм рассказывает истории людей, которые пережили геноцид в Камбодже во время режима красных кхмеров, но потеряли многое и многих. Исследование того, как это — быть выжившим, когда твоих близких постигла иная участь.
Режиссер-документалист из Камбоджи Ритхи Пань, чья семья тоже погибла во время геноцида, рассказывает очень личную историю о жизни, смерти, выживании и тоске по тем, кого уже не вернуть.
Я хотел спрятаться (Volevo nascondermi)
Проникновенная, психологически точная и тонкая, наполненная красками и полотнами лента режиссера-одиночки Джорджо Диритти, рассказывающая о жизни, болезни, одиночестве и лечении через искусство.
Картина повествует об «итальянском Ван Гоге» Антонио Лигабуэ (Antonio Ligabue), которому удалось найти свое предназначение в жизни и творчестве, несмотря на психическое заболевание и крайне неблагоприятные социальные условия жизни.
Это были девять главных, на наш взгляд, фильмов конкурсной программы из восемнадцати. Примерно по фильму в день. Более чем щадяще, друзья, более чем… «Берлинале-2020» в разгаре.
Читайте также:
- Берлинале-2020: Зачем нам девиз? Нам девиз не нужен! Что ждать от юбилейного кинофестиваля
- Вопрос ребром: Как раздобыть билеты на Берлинале
- Мисс-Германия 2020: женское жюри, оценка личных качеств и характера. Без бикини
Культурный обозреватель. Берлин