Десять мифов об Эдди Рознере

19.06.2018   Люди

Он был популярен, как суперзвезда. Его имя обросло легендами и слухами уже при жизни. Помогали два фактора. Уникальная, авантюрная биография: начинал в Берлине, выступал в Париже, Варшаве, Стокгольме, на океанском лайнере Гамбург—Нью-Йорк, сидел в ГУЛаге, пользовался феерическим успехом у женщин. И дар экстравагантного рассказчика: он охотно мистифицировал слушателей. С тех пор небылицы о жизни известнейшего джазмена СССР кочуют из одного материала в другой. «Живой Берлин» не стал исключением. В наш текст «Нержавеющая труба Эдди Рознера» также попали несколько мифов. Внести ясность в запутанную судьбу Эдди Рознера мы попросили автора первой большой его биографии писателя и музыканта Дмитрия Драгилёва.

Им восхищались, ему подражали, наконец, завидовали, несмотря на превратности судьбы маэстро. Характеризуя стиль Эдди Рознера, я бы парафразировал К.Г. Паустовского: все в его творчестве «золотилось, смуглело, сверкало лукавством, улыбкой, театральной грацией». А в самом Эдди было что-то от Чеширского кота — легкий след рознеровской улыбки, как и превратившийся в фантом «чернокожий» звук его «золотой трубы», сопутствует реминисценциям, связанным с романтическим периодом отечественного джаза. Эти улыбка и звук прячутся в таких фильмах, как «Зимний вечер в Гаграх», «В старых ритмах», «Покровские ворота», «Шляпа», или даже в польском «Ва банк»…

В интернете можно прочитать: «Рознера не хватает просто физически, это как запах свежего хлеба, скошенной травы, вкус молока, или дождь на раскаленную зноем землю». Сказано пафосно, но неспроста. Ведь Эдди был не только одним из харизматических трубачей и бэндлидеров. Помимо западной джазовой и шоу-культуры, которые он принес на нашу эстраду, маэстро глубоко постиг российскую музыкальную традицию, ее лиризм и элегичность.

Однако из-за возвращения в Берлин, покинутый им в 1933 году, Рознера в СССР замалчивали много лет. Благодать для мифов. Дело дошло до вопиющего анекдота: в одном из позднесоветских справочников писалось, что Рознер, маг и чародей, умер вскоре после войны, при этом в конце 50-х переехал в Польшу.

Изображение: кадр из фильма «Джазмен из Гулага» (Le jazzman du goulag)

Миф № 1. При рождении Рознер получил два имени — Адольф Эдуард. Дружеское «Эдди» произошло от второго имени

Одно из самых распространенных заблуждений. При рождении Рознер действительно был наречен «дважды», но имена звучали иначе: Пинхас (в семье, для своих — так случалось во многих еврейских семьях) и Адольф (официально, для всех окружающих). Ади — бытовавшая тогда короткая форма имени Адольф.

Во время европейского турне 1938 года оркестр Рознера в маркетинговых целях рекламировался как «американская сенсация», имена всех участников были американизированы и в ряде случаев сильно видоизменены. Имя руководителя стало писаться с латинской «у», т.е. Ady, которое понятным образом стало произноситься как Эди. Вторая буква «д» добавилась уже в Советском Союзе, причем только на афишах, в обращениях и публикациях: по паспорту Рознер остался Адольфом.

Миф № 2. Отец Рознера был сапожником

Тут все очень запутано. Скорее всего, эта версия появилась уже в СССР: требовалось подчеркнуть пролетарское происхождение музыканта. Сам Ицхак, отец Рознера, указывая род занятий при заключении брака, записал себя коммивояжером. По утверждениям падчерицы легендарного джазмена и некоторым другим сведениям, Ицхак был ремесленником и работал каретником. Не исключено, что он сменил несколько профессий.

Миф № 3. Место рождения Эдди Рознера — берлинская улица Georgenkirchstraße

Отец музыканта — Ицхак (Игнацы) Рознер на момент рождения будущего «царя советского свинга» был прописан по адресу Gormannstraße 10/11. Очередное прибавление в семье требовало более просторной жилплощади, а семья была большая, состоявшая в основном из дочек. Поэтому квартиру решили сменить, переехав на вышеупомянутую Георгенкирхштрассе.

Память на родине
27 мая в Берлине на доме 10/11 по улице Gormannstraße прошла церемония открытия мемориальной доски одному из родоначальников и первых мастеров российской джазовой традиции и эстрадной музыки, коренному берлинцу Эдди Рознеру. Акция прошла в год 45-летия возвращения Рознера в Берлин по инициативе Международного Общества имени О.Д. Строка и Э.И. Рознера и приурочена ко дню рождения последнего.

Фото: Международное Общество им. О.Д. Строка и Э.И. Рознера

Миф № 4. Рознер познакомился с Армстронгом на джазовом турнире, конкурсе или фестивале, проходившем в Милане, где Эдди занял второе (после Армстронга) место

Никакого конкурса не было. Были гастроли Армстронга в Брюсселе и его случайное знакомство с Рознером в ноябре 1935 года в одном из заведений, в которых Рознер играл в ту пору. Об этом рассказывал Лотар Лямпель — кузен Рознера и солист его оркестра, также эмигрировавший из Германии и проделавший с ним весь путь до СССР.

Миф № 5. С актрисой и певицей Рут Камински — своей будущей спутницей жизни — Рознер познакомился либо в середине 1930-х в городе Лодзь, либо в варшавском бомбоубежище в первые дни Второй мировой войны

Ни то, ни другое. Согласно воспоминаниям самой Рут, знакомство произошло весной 1939 года в одном из театров Варшавы.

Эдди со второй женой Рут Каминской. Изображение: кадр из фильма «Джазмен из Гулага» (Le jazzman du goulag)

Миф № 6. Песня «Тиха вода» написана в Польше или является польской народной песней

«Тиху воду» Рознер сочинил на пару с известным впоследствии польским эстрадным певцом Збигневом Куртычем во время войны, в пору работы с Госджазом БССР. Первоначально она называлась «Парень-паренек» и исполнялась на русском языке. Польский текст и польская версия появились в 1950-е.


Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com


Миф № 7. После смерти Сталина Рознер был полностью реабилитирован и уже в 1953 году вышел на свободу

Дело Рознера пересмотрели и переквалифицировали, но музыкант смог покинуть лагерь лишь в мае 1954 г., причем справки о реабилитации не получил. По этой причине он в дальнейшем так и не был принят в Союз композиторов СССР, а также не имел возможности гастролировать с оркестром за пределами Советского Союза.

Миф № 8. В СССР Рознер был владельцем автомобиля «Форд», на котором в конце 1950-х попал в аварию под Одессой

В разные годы Рознер, заядлый автомобилист, был владельцем разных автомобилей. В конце 50-х он ездил на «Победе». Авария произошла под Днепропетровском, на пути из Одессы в Москву накануне фестиваля молодежи и студентов.

Миф № 9. В 1960-е Рознер сделал одну-единственную джазовую запись, он не принимал современный джаз, его оркестр обращался к джазу лишь периодически, звучал старомодно, испытывал большую конкуренцию и в итоге распался или был распущен в 1968 году

Являясь концертным коллективом, его оркестр почти безостановочно гастролировал по стране. Зачастую музыканты менялись от тура к туру, некоторые не имели московской прописки, а бесконечные поездки означали «вечный ремонт». Для студийных записей, действительно считанных, времени и сил почти не оставалось. Что-то сразу же оседало в архивах (спасибо перестраховщикам, недоброжелателям и интриганам), что-то объявлялось техническим браком (как это произошло на фестивале «Джаз-67», где биг бэнд Рознера выступил с феноменальным успехом), что-то исчезло после возвращения Рознера в Берлин.

В последнее время, благодаря концертным записям, которые удалось обнаружить, прежде всего, в частных коллекциях, и опубликовать, например, на диске-приложении к моей книге «Шмаляем джаз…», можно легко убедиться, что оркестр играл на высочайшем уровне, едва ли уступая «конкурентам», более того — «идя на опережение».

Рознеру самому становилось все труднее играть на трубе, но в оркестре работали лучшие джазмены страны. Эдди постоянно экспериментировал. Конечно, приходилось перемежать джаз эстрадными шлягерами и обрамлять патриотическими песнями. К этому вынуждали начальство и зритель на местах. К тому же, такова была практика всех тогдашних «эстрадных оркестров». Не забудем и то, что уделом (в хорошем смысле) биг бэнда, выступающего для самой широкой публики, остается джазовая классика. Увы, трудно передать в аудиоформате великолепные шоу, которыми славился Эдди.

Оркестр Москонцерта под управлением Рознера выступал до конца 1970 года. Переименованный в «Современник», а позже в концертный оркестр, этот коллектив до 1992 года продолжал работать под руководством Анатолия Кролла, почти не появляясь на телевидении, но снимаясь в кино («Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх»).

Изображение: кадр из фильма «Джазмен из Гулага» (Le jazzman du goulag)

Миф № 10. Вернувшись в Берлин, Рознер оставил музыкальное поприще

Эдди всегда был активным и деятельным человеком. В Берлине он попытался собрать новый состав, а также рассчитывал на то, что сможет продолжить свою композиторскую работу. К сожалению, за те три с небольшим года, что были ему отведены, он не успел или в силу разных обстоятельств не смог реализовать свои планы.

Дмитрий Драгилёв ■

Об авторе
Дмитрий Драгилёв

Берлинский писатель и музыкант Дмитрий Драгилёв рассказывал об Эдди Рознере, как минимум, в трех своих книгах: «Лабиринты русского танго», «Тор-шер» и «Шмаляем джаз, холера ясна!», первой большой биографии джазмена. Книги выходили в России в 2008-17 годах.

В 1998 году при его непосредственном участии было создано Международное Общество О.Д. Строка и Э.И. Рознера, а в 2010 году — в год столетия Рознера — Общество инициировало джазовый фестиваль имени великого трубача в рамках Германо-Российских дней в Берлине-Карлсхорсте.

Под эгидой Общества выступают ансамбли «Свингующие партизаны» (The Swinging PartYsans), Kapelle Strock и AdvoCat’s Of Swing, популяризирующие наследие Эдди Рознера: его собственные сочинения, произведения рознеровского репертуара и той эпохи, с эксклюзивными правами на исполнение ряда аранжировок.

Изображение в анонсе: кадр из фильма «Джазмен из Гулага» (Le jazzman du goulag)


Читайте также:


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс