И вот оно нарядное на праздник к нам пришло… Майское дерево — весенний двойник рождественской елки?

Воровство — официальный вид спорта в Баварии. Например, в городе Вайльхайм-ин-Обернбайерн молодежное спортивное общество Marnbach-Deutenhausen e.V. занимается воровством в соседних деревнях. Никого из членов «банды» до сих пор не посадили. Остается лишь уточнить, что воруют они конкретную вещь: майское дерево. А это — дело «святое» и ненаказуемое. Даже обязательное, как, например, воровство невесты в иных регионах планеты. Кража майского дерева — одна из добавок к традиции его праздничного и всенародного воздвижения, древнему и популярному обычаю Германии.

Сколько городов — столько традиций

Пока в крупных городах полыхают первомайские беспорядки, в малых городах Германии население мирно пьет пиво и отплясывает под майским деревом (Maibaum). Оно с наступлением мая «вырастает» на центральной площади. И приносит не меньше радости, чем рождественская елка.

Увидеть майское дерево можно во многих местах — хотя не все заезжие туристы понимают, что это такое. Мачта с некими значками.

Майское дерево высится над крышами продолжительное время. Весь май по меньшей мере. До Троицы и после Троицы. Не исключено, что все лето. Иногда круглый год.

В Баварии майское дерево имеет спиралевидную бело-голубую раскраску. Это цвета национального флага, символизирующие альпийское небо и заснеженные вершины гор. Считается поэтому, что майское дерево — исключительно баварская традиция. Что не соответствует истине.

Кстати, именно в католической Баварии этот атрибут находился на протяжении нескольких веков под строгим полицейским запретом — как нечто «неприемлемое и нехристианское». Только в 1827 году король Людвиг I снял запрет, признав, что обычай «имеет безобидный характер и мирно забавляет народ».

Фото: pixabay.com (CC0 Public Domain)

Собственно, и в Баварии в разных регионах майские древа совершенно не похожи друг на друга. Так, на севере федеральной земли, во Франконии, их отличает красно-белая, а не бело-голубая раскраска.

Если же охватить весь «ареал распространения» этих чудных деревьев, то различия колоссальные. Где-то вершину праздничного столба опоясывает венок с хвойной гирляндой, где-то — зеленые ветви «истинного» дерева. В Баварии принято приделывать к «мачте» нечто вроде рей, на которых красуются местные гербы и символы местных ремесел, флажки, фигурки знаменитых личностей. В других краях — другие «крайности».

Те или иные варианты майского дерева можно увидеть и в долине Рейна, и в Восточной Фризии, и в Берлине, и в Чехии, и в Словакии, и в Австрии, и в Швейцарии. В Скандинавских странах, где в начале мая могут еще лежать снега, дерево воздвигают к дню летнего солнцестояния (или к Дню Иоанна Крестителя, который отмечается 24 июня). Это важнейший пункт веселий в честь летнего солнцестояния. Кстати, в Швеции такое гуляние (Midsommar) — второй по значению праздник после Рождества. Но дерево — midsommarstång — во многих шведских городах все равно называют майским: majstång.

То березка, то сосенка

Северным вариантом майского дерева является береза. Иногда — в натуральном виде, с сохраненной кроной, с трепещущими веточками, покрытыми молодой листвой.

Впрочем, сохранение облика березы обычно носит личный, интимный характер. Об этом — ниже.

«Общественное» же майское дерево это, как правило, голый ствол, с особыми, специально выполненными украшениями.

И если на севере берут березовый ствол для установки в центре города, то на юге Германии — исключительно ствол хвойного дерева: сосны, ели, кедра.

Эрнстбрунн. Главная площадь. Фото: Linie29 | Википедия

Ни сучка, ни задоринки

Это важный принцип: дерево должно иметь высокий ровный ствол без ветвей, лишь по самому верху увенчанное кроной. Выбор такого дерева — своего рода искусство.

Спилив дерево, убирают крону, а натуральный гладкий ствол шлифуют. Прямизна будущего праздничного столба должна быть безукоризненной.

Чем южней, тем выше

Каждый город, каждый район стремится воздвигнуть максимально высокое майское дерево. Но березовую «основу» не сравнишь по высоте с еловой или кедровой. Поэтому предельная высота майского дерева на севере Германии метров двадцать пять, а на юге — бывает и за сорок. Зарегистрированный рекорд: майское дерево высотой 56 метров. Его установили, разумеется, в Баварии.

Самое интересное, что во многих местах столь огромное дерево устанавливают вручную. Но где-то местные власти запрещают это (из-за риска падения дерева). Там применяют подъемные краны.

Фото: pixabay.com (CC0 Public Domain)

Как долго «живет» столб?

Даже период «стояния» майского дерева, как мы уже отметили, в разных местах разный. На севере дерево убирают после Троицы. Или на исходе лета. В некоторых местах, распилив столб, распродают его на дрова. Но не просто так, а с молотка: кто больше заплатит.

Где-то убранный столб сохраняют до следующего мая. Причем в Восточной Фризии его принято закладывать в воду, чтобы не растрескался.

А в Баварии оставляют майское дерево на месте установки на весь год. Такой «цикл стояния» длится от двух до пяти лет. После чего валят следующее дерево и готовят его к превращению в майское.

Подготовленный к воздвижению столб караулит местная молодежь. Особенно в ночное время. Иначе — сопрут!

Вариант украшения майского дерева. Фото: pixabay.com (CC0 Public Domain)

Воровство на потеху

Таков он, «воровской спорт». Пока местная молодежь сторожит свое дерево, молодежь из соседних городов старается его умыкнуть. Наиболее резвым удается присвоить по нескольку деревьев — из разных мест.

Кажется, что это просто — пришел и спер. На самом деле стоит немалых усилий. Во-первых, нужно исхитриться спереть из-под носа. Во-вторых, доставить многометровую добычу в родной удел. Если по дороге застигнут — могут нешуточным образом накостылять.

Вышеупомянутым «спортсменам» из Вайльхайма несколько лет назад удалось за одну ночь спереть два майских дерева: из Танкенрайна, за восемь километров, и из Монатсхаузена, за пятнадцать.

Удачливые воры назначают облапошенной общине цену за украденное дерево. Сойдутся в цене, ударят по рукам — торжественно передают праздничный столб законным владельцам под аплодисменты публики и под музыку духового оркестра. В качестве выкупа берут напитки (бочонок-другой пива) и разные яства.



Как гуляют под деревом?

Очень весело. Музыка, танцы, пивные реки с сосисочными берегами — все это само собой. У пивной реки имеется приток под названием Maibowle: хмельной напиток типа крюшона, только не из красного вина, а из белого (с непременным добавлением игристого), а вместо фруктов берут «заколдованную» лесную травку, которую по-немецки называют Waldmeister, а на русском — душистый подмаренник.

Нередко жгут костры, памятуя о том, что традиция майских праздников тесно связана с Вальпургиевой ночью, каковая, в сущности, была «праздником» сжигания ведьм.

Незабываемый альпийский аттракцион — выступления кракслеров. Так на юге Германии называют людей, которых во всем мире называют альпинистами. Кракслеры (Kraxler) — те, кто карабкается вверх. Только праздничные кракслеры карабкаются не по горам, а по столбам.

Это надо видеть, как ловкие ребята с голыми руками и босыми ногами птицей взлетают к верхушке майского дерева. В самом головокружительном варианте — вверх ногами. Или с литровой кружкой пива. Не пустой, а полной! Цель ясна: осушить ее наверху. После чего суметь найти дорогу вниз. Да, мастерство не пропьешь!

До корней не докопаться

Сколь ни развита в Европе традиция «сажать майские деревья», исторические корни ее остаются неизвестными. Прослеживается родство с обычаями древних германцев — с их культом лесных духов. Некоторые ученые идут «еще дальше», обнаруживая сходство с так называемыми менгирами — древнейшими обелисками, возведенными еще в каменном веке.

Самой «юной» выглядит средневековая немецкая традиция престольных праздников, когда к освящению храма возводили праздничный столб (Kirchweihbaum), очень похожий на майское дерево.

Какое значение вкладывалось в образ устремленной к небу святыни — на этот счет тоже разные трактовки. В эпоху романтизма было, например, «обнаружено» фаллическое значение майского дерева, как символ плодородия. Нынешние историки говорят, что никакого материального подтверждения этому домыслу вольных романтиков не найдено.

А вообще, принято считать, что майское дерево — символ общины, ее самостоятельности, стойкости и процветания.

Фото: pixabay.com (CC0 Public Domain)

Березовое сердце

Но вернемся к натуральным березкам. Их, как сказано, устанавливают в личных целях. Тут символика вполне определенная. Молодые люди ставят срубленные деревца березок перед домами любимых девушек. Иногда и прямо на домах. Такой обычай распространен в северных землях.

Вариации в южных: срубленные молодые елочки.

В качестве подтверждения своих чувств северяне вешают на деревце сердечко из березовой древесины. А на сердечке может быть выжжено еще и словесное признание. Типа «люби меня, как я тебя».

Внимание! В високосные года действует противоположный обычай: девушки ставят березки к домам своих любимых. Если хотите последовать этому обычаю — не ошибитесь!

Такое дерево стоит всего лишь месяц. В конце мая тот, кто его установил, обязан убрать — иначе будет выглядеть как знак, что «я тебя забыл».

Существует и смешанный обычай: на верхушке гладкого высоченного майского столба водружается березка (на севере) или елочка (на юге). Тут, наверное, звучит призыв к всеобщей любви.

Бонн. Високосный год. Майское дерево для Бьерна. Фото: Sir James | Википедия

Фото в анонсе: Awaya Legends | Flickr


Читайте также:

Елена Шлегель

Старший редактор. Пассау


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс