Занавес! Знаменитый хореограф все же покидает Государственный балет Берлина

   29.03.2017   Люди

На прошлой неделе художественный руководитель Государственного балета Берлина Начо Дуато подал правящему бургомистру города заявление о досрочном уходе с должности. Один из лучших хореографов мира покидает пост руководителя самого большого танцевального классического ансамбля Германии, который он возглавлял с 2014 года. Конфликт в столичном балете уже несколько лет давал поводы газетчикам пополнить список сенсационных статей, лишая артистов возможности нормально работать.

Хроника событий и действующие лица

2004 — из балетных трупп трех оперных театров Берлина создается единый танцевальный коллектив, его главой назначается Владимир Малахов, танцор и директор балета Государственной оперы. Несмотря на все трудности, связанные с объединением, Государственный балет Берлина под руководством Малахова становится одним из ведущих европейских классических балетных коллективов.

2014 — министерство культуры Берлина отказывается от продления контракта с Малаховым и назначает директором труппы испанского хореографа и театрального художника Начо Дуато (Nacho Duato), работавшего в то время в Михайловском театре в Санкт-Петербурге. Начо Дуато — представитель школы современной классики, долго работавший в лучшем ансамбле планеты этого направления — Нидерландском театре танца (NDT). Видимо, руководство решило, что авангардному Берлину не к лицу иметь чисто классический балетный ансамбль, и попыталось «осовременить» стилистику театра с помощью Дуато. В Госбалет Берлина испанского балетмейстера приглашали работать неоднократно. В конце концов он согласился.

2015 — Дуато непросто освоиться в новом, не слишком доброжелательно настроенном к нему, коллективе. Но вскоре ему удается увлечь танцоров своей концепцией. Он ставит с ними три своих старых балета, привезенных им из других театров. У Госбалета начинает меняться и состав публики. Приверженцы традиционной классики покидают залы, им взамен приходит более молодой и неформальный зритель. На начальном этапе количество посетителей снижается. За это на хореографа с неистовством обрушивается пресса, странным образом выбирая статистику посещений самых успешных лет театра и сравнивая ее с количеством посещений в первые месяцы работы нового хореографа.

Начо Дуато на репетиции. Фото: Fernando Marcos

Четвертая власть

Официальная пресса не делает скидки и на то, что начало работы Дуато совпало с волной забастовок артистов театра за повышение гонораров. Артисты бойкотировали спектакли. Дуато в споре о повышении ставок встал на сторону своих подопечных. Этот факт власти и пресса также посчитали ошибкой руководителя театра.

Работа Начо Дуато подвергается повальной и малообоснованной критике. Некоторые газетные выдержки тех дней:

«Его как будто нет: ни ментально, ни физически. У него нет своего видения, нет идеи. Едва он только начал работать в Государственном балете, со всех сторон уже слышен вопрос: «Сколько Берлину его еще терпеть?»

(Welt, 09.09.2015)

«Лицо скрипача, играющего Баха — не напади охота подурачиться для смеха, — побагровело бы от гнева, увидь он, что смычки можно использовать для фехтования. А Дуато, вы не поверите, действительно пришла в голову эта бредовая идея!»

(Der Freitag, 15.03.2015)

«Его музыкальный подход остается неясным. Хореография хотя и точно попадает в такт, но не несет в себе силы».

(Tagesspiegel, 14.02.2015)

Балет «Многообразие. Формы тишины и пустоты» (Vielfältigkeit. Formen von Stille und Leere) в постановке Начо Дуато. Фото: Fernando Marcos

Сравним эту оценку музыкальности Начо Дуато с мнением других специалистов:

«Для меня Начо — чародей. Он играет партитуру телами танцоров. Вы можете слышать музыку глазами».

Вей Ванг (Wei Wang), артист Государственного балета Берлина · видео

«Дуато ставит движение не просто на музыку, а он слышит, как звучит нота, и под эту ноту так же звучно ставит тело. И тело начинает звучать».

Андрей Кулигин, директор балетной труппы Михайловского театра
(в интервью для ТК «Культура», 2011 г.) · видео

Немецкая пресса не упустила возможности поиронизировать над работой Дуато в России:

«Покорно подчиняясь судьбе, Дуато принимает предложение одного русского „бананового“ олигарха возглавить балетную труппу Михайловского театра в Санкт-Петербурге. В 2011 году он дебютирует там со „Спящей красавицей“. Он, страдающий бессонницей чужестранец, по ночам снимает себя на видео на свой мобильный, на репетициях, как Ив Сен-Лоран, поблескивает строгим взглядом из-под очков, стоя рядом с розовощеким олигархом».

(Tagesspiegel, 14.02.2015)

Газета Welt, публикуя в материале о Дуато его фотографию, не просто подписывает под ней его имя, а формулирует следующим образом: «Вот так он выглядит, берлинский директор Государственного балета Начо Дуато».

Начо Дуато. Фото: Costas

Дуато ругают за то, за что других хвалят. Таких, например, других, как будущий директор Госбалета Берлина. Ее имя уже известно, это популярный немецкий хореограф Саша Вальц (Sasha Waltz).

Дуато упрекают в излишнем «модернизме» и новаторстве, от Саши Вальц ожидают смелых экспериментов. Дуато осуждают за то, что он посвятил себя работе в Берлине не полностью, а остался в Санкт-Петербурге приглашенным хореографом. Саше Вальц ставят в заслугу, что она, когда возглавит Госбалет, будет продолжать параллельно руководить своей собственной танцевальной труппой Sasha Waltz & Guests.

Подобная критика работы Начо Дуато имеет мало общего с профессиональной журналистикой. Она больше напоминает травлю.

И грянул гром

2016 — в сентябре глава города Михаэль Мюллер (Michael Müller) сообщил в прессе, что в 2019 году на пост директора Государственного балета Берлина будут назначены два человека: вышеупомянутая Саша Вальц и нынешний руководитель балетной труппы Королевской оперы в Стокгольме Йоханнес Эман (Johannes Öhman). За три года до истечения срока контракта действующего директора труппы власть имущие решили выразить ему свое «фи» и сообщить о своей уверенности: что бы он ни совершил за грядущие три года, они уже точно убеждены — в его работе больше нуждаться не будут.

Саша Вальц. Фото: Sebastian Bolesch

Демократия и перестройка

Решение было принято без каких-либо переговоров с артистами и руководством балетной труппы. Танцоры выступили с протестами против решения правящего бургомистра, инициировали петицию в интернете «Спасите Государственный балет Берлина!» (о чем мы уже писали). Дело в том, что они считают Вальц и Эмана персонами, не соответствующими требованиям, предъявляемым к руководителю театра такого масштаба.

Йоханнес Эман — своего рода «темная лошадка», малоизвестный и ничем особенным себя на международном уровне не зарекомендовавший театральный деятель и танцор, Саша Вальц — интересный хореограф, но, говоря педагогическим языком, она — прекрасный директор школы. А возглавлять Госбалет Берлина — это значит руководить университетом.

При правлении предыдущего бургомистра, Клауса Воверайта (Klaus Wowereit), она и ее труппа не были обласканы любовью власти. Несколько лет назад градоначальники даже отказали ей в дополнительном финансировании, что поставило под угрозу само существование ее театра.

Балет «Спящая красавица» (Dornröschen) в постановке Начо Дуато. Фото: Yan Revazov

Для балета Берлина кандидатура Саши Вальц предлагалась и три года назад, на смену Владимиру Малахову. Воверайт отклонил это предложение в пользу Дуато. При новом руководстве города Саше Вальц, кажется, удастся достичь желаемой цели и возглавить главный балетный коллектив страны.

Коллектив же до сих пор настроен против нее еще и потому, что она — представительница так называемого «Театра танца» (Tanztheater), не прошедшая классическую школу. «Театр танца» призван по определению отвергать традиции классического балета. Отвергать то, символом чего является Госбалет Берлина, в чем его сила и потенциал. Классический балет и «Театр танца» — это два разных направления, с разными принципами, разными подготовками танцоров, разным опытом.

Фото: сайт change.org

Но какой бы ни была перспектива Госбалета Берлина, артисты хотели бы быть информированы о характере надвигающихся перемен. К сожалению, ни Саша Вальц, ни городские власти не отвечают на протесты, просьбы и обращения артистов ни единой строчкой.

Подобную политику правительство Берлина уже провело в драматическом театре Volksbühne. В нем в этом году, проигнорировав единогласные протесты коллектива, назначили нового художественного руководителя.

Но творческий процесс невозможен в рамках произвола со стороны чиновников! Первой жертвой, не выдержавшей насилия, стал балетмейстер Начо Дуато, другой, и главной, может стать весь коллектив берлинского балета, а с ним и город Берлин.

Фрагмент из балета «Спящая красавица» (Dornröschen) в постановке Начо Дуато

Прощальная гастроль артиста

Месяц назад состоялось прощальное выступление солиста берлинского балета Михаэля Банцхафа (Michael Banzhaf), танцевавшего в нем 19 лет. На вечере, в числе прочих, неуклюже и с некой (понятной, однако) неловкостью в голосе артиста поздравлял и чествовал руководитель отдела культуры администрации города Торстен Велерт (Torsten Wöhlert). Он, например, умудрился сказать следующее:

«Вы, Михаэль, в детстве хотели стать легкоатлетом. Легкая атлетика и балет — в них есть нечто общее. Но спасибо вам, что вы решили посвятить себя все-таки балету».

Неудивительно, что человек, не видящий большой разницы между балетом и легкой атлетикой, не замечает ее и между классическим балетом и «Театром танца». Вопрос только в том, имеет ли право такой человек руководить культурой в Берлине?

Сам Михаэль Банцхаф говорил красиво, искренне и проникновенно. В заключение своей прощальной речи он сказал:

«Уважаемая публика, у меня к вам одна просьба. Когда танцоры хотят взять слово и высказать свое мнение (а они делают это не так часто), послушайте их, пожалуйста!»

В зрительном зале поняли, что он имел в виду, понял это и господин Велерт. И, хочется надеяться, что в этот момент ему от стыда и смущения захотелось провалиться на месте. Но он не провалился, а браво отхлопал аплодисменты этого вечера в честь заслуженного артиста вместе со стоящими рядом с ним на сцене танцорами.

Одноактный балет Castrati из постановки DUATO | KYLIÁN | NAHARIN. Фото: Yan Revazo

Балетмейстер Начо Дуато, покидающий берлинскую сцену через год, при всей его неоднозначности, свойственной любой творческой личности, мог бы оставить в культуре Берлина заметный след, показать немецкому зрителю что-то иное, чего тот никогда не видел, к чему он не привык. Но из-за интриг и отсутствия коммуникации между властью и театром работать и творить с душой в создавшейся атмосфере стало уже невозможным.

Последние спектакли в постановке Дуато еще идут в Государственном балете Берлина. В апреле 2017 года должна состояться премьера его нового балета «Земля» (Erde), созданного специально для этого танцевального ансамбля и для берлинской публики. Спектакль посвящен проблемам конечности ресурсов нашей планеты и бездумного, ориентированного только на получение прибыли, отношения к ним человека. Так что у берлинцев и гостей столицы Германии еще есть недолгая возможность познакомиться с творчеством Начо Дуато воочию.

Артист Государственного балета Берлина Александр Абдукаримов в балете «Земля» (Erde). Фото: Yan Revazov


Читайте также:

Евгения Кирш

Берлин


Поделиться
Отправить
Класс