Белый медведь и черная свастика: как провалилась секретная арктическая операция вермахта

Бывает, что на войне родину защищают не только солдаты, но иногда и животные. В 1944 году белый медведь развалил деятельность метеостанции «Кладоискатель» (Schatzgräber), одного из секретных объектов вермахта на архипелаге Земля Франца-Иосифа, откуда поступали важные данные для координации действий военного флота Германии в Арктике.

Летом 1944 года командование кригсмарине (военно-морского флота) Германии приняло решение об экстренной эвакуации арктической метеостанции «Кладоискатель», расположенной на одном из островов архипелага Земля Франца-Иосифа и проработавшей всего полгода. Создание «Кладоискателя» на советской территории было дерзкой затеей, но завершилась она бесславно и едва ли не мистически. Тем, кто пережил кошмар среди режущих глаз полярных льдов крохотного острова в Баренцевом море, еще долго мерещились жуткие призраки.

Операция по спасению членов команды и охранников метеостанции растянулась на пять дней. Высадка на остров Земля Александры была невозможна. Оберлейтенант морской авиации Штанке, регулярно совершавший облеты острова, пока там работала метеостанция, знал это лучше других. Метеорологов и солдат доставила в одну из редких бесштормовых ночей подводная лодка, кое-как прибившаяся к острову.

Чтобы сейчас подойти на подлодке и снять людей с Земли Александры, нужно опять дожидаться благоприятной погоды. Да и ходу от базы подводного флота несколько дней. Но тогда снять удастся, возможно, одни лишь трупы. Находясь во власти своих кошмарных видений, члены команды «Кладоискателя» уничтожат друг друга. Либо умрут от полного истощения центральной нервной системы и сердечной недостаточности.

Спутниковый снимок архипелага Земля Франца-Иосифа. В рамке слева остров Земля Александры. Фото: Википедия

«Некоторым образом дезориентированные»

Тот факт, что последние сообщения начальника метеостанции Вальтера Дриса отличались деланным спокойствием, лишь добавлял тревоги. «Спешить с эвакуацией не надо, — заверял Дрис. — Мы можем продолжать работу».

Доктор Вендт, врач военно-морского госпиталя в оккупированном норвежском порту Тромсе, понимал, что успокаивающие рапорты Дриса — угрожающий симптом. Начальник «Кладоискателя» не владеет обстановкой, да и с самим собой, похоже, в опасных неладах.

Чтобы медицинская помощь не опоздала, Вендт готов был прыгнуть на остров с парашютом. Но на то, чтобы совершить хотя бы один тренировочный прыжок, времени уже не оставалось. «Потренируюсь на месте», — храбрился Вендт.

Они вылетели с Штанке и группой спасателей поздно вечером 7 июля 1944 года. Сильный ветер не оставлял надежд на благополучную высадку с воздуха. Оберлейтенант Штанке много раз сбрасывал на парашютах тюки с продовольствием и научным оборудованием. Ему ли не понимать, что в сложившейся обстановке Вендт, спрыгнув, либо промахнется и угодит в море, либо будет размазан по прибрежным камням.

Focke-Wulf Fw 200 „Condor“. Фото: Bundesarchiv

Focke-Wulf Fw 200 „Condor“. Фото: Bundesarchiv

Штанке решил посадить самолет на одно из ледовых полей острова. Трудно, но может, повезет! Повезло наполовину. Тяжелый четырехмоторный «кондор» (Focke-Wulf Fw 200) грузно коснулся льда и завалился на крыло. Лопнула стойка шасси. Никто не пострадал, но прибывшие угодили в ловушку. И тут на них с руганью набросился начальник метеостанции.

Позднее оберлейтенант Штанке в своем рапорте осторожно укажет, что Дрис производил впечатление человека, «некоторым образом дезориентированного». На самом деле «дезориентированность» начальника станции была столь сильной, что доктор Вендт был готов пристрелить его, чтобы тот не мешал эвакуации.

Прочие «островитяне» производили столь же тягостное впечатление, что и Дрис. И только один из них, санитар Хоффманн, сохранял ясность ума и был в нормальной физической форме.

Чтобы вернуть всех на большую землю, надо было «поставить на ноги» самолет. Для доставки на остров необходимых деталей и ремонтного оборудования был привлечен «викинг» (Blohm & Voss BV 222) — крупнейший гидросамолет люфтваффе.

Лишь 11 июля «кондор» с восстановленным шасси вновь поднялся в воздух. Он доставил спасенных и спасателей в Тронхейм, где истощенными и бредившими членами команды, снятой в Земли Александры, занялись врачи.

Так что же с ними произошло? И почему при поголовном поражении таинственным недугом санитар Хоффманн не пострадал?

bundesarchiv_bild_146-1978-061-09_grossflugboot_bv_222_-wiking-web

Blohm & Voss BV 222 „Wiking“. Фото: Bundesarchiv

«Предприятия» вермахта

Завязка этой истории — в рапорте, с которым в 1941 году полярный исследователь Ханс-Роберт Кнеспель (Hans-Robert Knoespel) обратился к командованию военно-морского флота Германии. Тема: усовершенствование метеорологической службы.

С начала войны ВМФ Германии приходилось контролировать исключительно широкий театр военных действий в Арктике — от полуострова Таймыр до Гренландии. Возможности флота полностью зависели от капризов погоды. Регулярные метеосводки приравнивались к самым важным разведывательным донесениям.

Наблюдение за погодой вели специальные военные метеорологические корабли, замаскированные под рыболовецкие суда. Они бороздили Арктику и Северную Атлантику, радируя о предстоящих изменениях погоды, о надвигающихся штормах, перемещениях ледовых полей и прочих природных факторах, способных сорвать операцию флота или, наоборот, подхлестнуть ее успех.

Сначала союзники, а затем и СССР включились в охоту за метеорологическими кораблями кригсмарине. Служба прогнозов захромала, что поставило под угрозу весь ход арктической кампании Гитлера. Вот тогда Кнеспель и предложил создать сеть замаскированных метеостанций, разбросав их по труднодоступным клочкам суши в полярных морях.

Разворачивать станции можно было молниеносно, используя так называемые «кубики Кнеспеля» (Knoespel-Würfel), компактные строительные модули, разработанные опытным полярником.

Полярник и орнитолог Ханс-Роберт Кнеспель, 1938 г. Фото: Википедия

Исследователь Арктики и орнитолог Ханс-Роберт Кнеспель, 1938 г. Фото: Википедия

Проекту Кнеспеля дали добро и с 1941 года в документах вермахта стали фигурировать некие «предприятия» (нем. Unternehmen). Так назывались новые секретные метеорологические станции в Арктике. За четыре года, с 1941-го по 1945-й, гитлеровцам удалось создать пятнадцать «предприятий»: на Шпицбергене, на архипелаге Земля Франца-Иосифа, на побережье Гренландии, на острове Медвежий и в других местах.

Кнеспель лично строил самую первую из «метеоразведывательных» станций — «предприятие Бутон» (нем. Unternehmen Knospe), созвучную с собственным именем. А в конце войны он возглавлял «предприятие Крестоносец» (Unternehmen Kreuzritter) и погиб при его ликвидации. Заряд взрывчатки, заложенный под секретную базу, оказался слишком большим. Взрыв уничтожил и «Крестоносца», и его начальника.

А «предприятие Кладоискатель» действительно уничтожил белый медведь.

Фото: dellm60 / Bigstock.com

Фото: dellm60 / Bigstock.com

«Это вы съели что-нибудь»

На станции «Кладоискатель» работали четыре метеоролога под началом Вальтера Дриса. Охрану обеспечивали четверо матросов кригсмарине и их командир лейтенант Макус. Миссия продолжалась более полугода, с сентября 1943-го. До эвакуации успели передать более семисот метеосводок. Снабжение осуществлялось с воздуха, а также подлодками.

Казалось бы, вся затея — всерьез и надолго.

Члены команды стойко переносили почти все тяготы полярной зимы. Подвели проблемы с питанием. Недостатка в продовольствии не было, но доставляемые продукты были в основном консервированными. И не какой-нибудь «завтрак туриста», а деликатесы. Например, португальские сардины в масле. Но приелись и сардины, до слез захотелось чего-нибудь свеженького.

И тут оказалось, что недалеко обитает белый медведь. Его выследили и пристрелили. Повар базы накрутил фарш из свежего мяса и накормил им команду.

Это случилось 30 мая 1944 года. С этого дня слаженная работа станции начала разваливаться.

На большую землю полетели радиограммы с жалобами на плохое самочувствие команды: понос, рвоту, кожную сыпь, отеки, высокую температуру и… галлюцинации. Медики заключили, что виновата полусырая медвежатина. Метеорологи заразились трихинеллезом, опасной болезнью, которую вызывают мясные черви — трихинеллы. Полярный мишка, судя по всему, был носителем этих паразитов.

У заболевшего человека трихинеллы проникают в разные органы, вплоть до сердечной мышцы, нарушая их деятельность. В конечном счете они попадают в мозг и становятся причиной опасных психических расстройств.

Единственным, кто тогда не отведал медвежатинки, был вегетарианец Хоффманн. Вот он и остался здоровым.

Цисты трихинелл в мясе животного. Фото: Википедия

Проверено: мины есть

Советское командование не имело ни малейшего понятия о «предприятии Кладоискатель». Остатки станции случайно обнаружил полярный летчик Илья Мазурук в 1947 году, когда приземлился на Земле Александры в поисках места для арктической авиабазы. Его поразило капитальное устройство станции: теплоизолированные помещения с двойными стенами и идеальная маскировка под ледовый покров острова.

В 1980-90 годах на острове располагалась советская пограничная застава «Нагурская». Действовал вспомогательный аэродром дальней авиации. Бойцы, несшие службу, даже не подозревали, что остров нашпигован минами, которые установили участники «предприятия Кладоискатель» для защиты метеостанции.

В 1950-е годы выжившие участники «предприятия» добились передачи карт минных полей советскому руководству для обезвреживания острова. Но советская сторона полностью проигнорировала эти документы, усмотрев, надо полагать, очередную провокацию «проклятых реваншистов».

Лишь в 1990 году было проведено разминирование острова. Но не советскими саперами, а участниками экспедиции Норвежского Полярного института.

В последнее десятилетие нефтегазовые интересы России распространились на континентальный шельф. Ударными темпами на Земле Александры завершается строительство военной базы «Арктический трилистник». Восстанавливается аэродром, на котором будет размещено звено истребителей и воздушные топливозаправщики Ил-76. Объект подчинен недавно созданному Объединенному стратегическому командованию «Север».


Читайте также:

Елена Шлегель

Пассау


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс