Три дороги, ведущие к главному православному храму Берлина
В 1945 году, после завершения боев за Берлин, район проспекта Гогенцоллерндамм (Hohenzollerndamm), как и весь город, лежал в развалинах. Подлинным чудом смотрелся Воскресенский собор — он высился практически нетронутым среди драматических примет военной разрухи.
О фактическом чуде писал специально прибывший сюда протопресвитер Николай Колчицкий.
«Среди общих развалин вокруг храм оказался почти уцелевшим; имеется только маленькая пробоина в куполе и выбиты стекла, но сейчас храм находится в полном порядке», — сообщал он Московской Патриархии в отчете о положении православных русских приходов в Германии.
Не удивительно, что богослужения в соборе возобновились сразу же после завершения боев. Несколько более удивительным, но, в сущности, тоже логичным является тот факт, что значительную часть прихожан того времени составляли советские солдаты.
Две церкви, храм один
Вошли бойцы Красной армии и в приходское собрание, вынесшее решение о передаче храма Московской Патриархии. Настоятель Воскресенского собора протоиерей Дмитрий Кратиров не стал противиться решению приходского собрания. Он признал юрисдикцию Московского патриархата. Прежде храм был духовным и каноническим центром Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви за границей (РПЦЗ), являясь при этом собственностью города Берлина.
Передача Московской Патриархии касалась прав на духовное управление, но не прав на владение. Воскресенский храм (полное название Собор Воскресения Христова, нем. Christi-Auferstehungs-Kathedrale) сохранил свой статус кафедрального собора, то есть центрального храма епархии, в котором находится кафедра епископа. Начиная с 1945 года это была кафедра архиепископа Берлинского и Германского Московского патриархата.
Где стены, а где земля
Однако еще долгое время Воскресенский собор оставался формальной собственностью города Берлина. Находясь в оккупационной зоне союзников, он в 1949 году «отошел» Западном Берлину. Кстати, в послевоенное время здесь начали проводить службы в том числе и на немецком языке. До настоящего времени около десяти процентов прихожан составляют православные немцы. А после 80-х годов, с новой волной эмиграции, приход заметно расширился, причем значительная часть — русскоязычная молодежь.
После 1990 года, с воссозданием единого Берлина, его право на собственность сохранилось.
В 2000 году решением берлинских властей собор был признан памятником архитектуры.
С другой стороны, берлинские власти продолжали отклонять просьбы о приобретении собора в собственность Московской Патриархии. При том что после сближения с Русской православной церковью за границей та не возражала против переуступки Московской Патриархии земельного участка, на котором воздвигнут Воскресенский собор. Сложные переговоры шли долгое время. Да и казус, лежавший в их основе, тоже был непростым:
- В духовном смысле собор — храмовый центр Берлинской и Московской епархии Московского патриархата.
- В юридическом смысле он — собственность немецкой стороны.
- В историческом смысле — храмовое сооружение РПЦЗ, к тому же расположенное на ее земле.
В то время, когда…
«Тройственный союз» имеет глубокие исторические корни.
В 20-е годы прошлого века Берлин был центром русской эмиграции. Не удивительно, что он стал и одним из важных опорных пунктов русского православия после революции. Формировавшаяся в те годы РПЦЗ учредила в 1926 году Берлинскую епархию. Она была создана на основе Берлинского викариатства, прежде управлявшегося русскими православными приходами Московского патриархата в Западной Европе. Во главе западных приходов находился митрополит Евлогий, внесший большой вклад не только в сохранение форм церковного самоуправления, уничтожаемых большевиками в России, но и в спасение русских беженцев в Европе.
С течением времени большинство евлогианских приходов вошли в Русскую православную церковь за границей. А Берлинская епархия РПЦЗ разрослась до статуса митрополичьего округа. На ее основе был создан Среднеевропейский митрополичий округ во главе с митрополитом Серафимом.
Все это, впрочем, не избавляло от хронических проблем русской эмиграции, с которой РПЦЗ, конечно, была теснейшим образом связана. И прежде всего от проблемы бедности, безденежья.
В середине 30-х годов Берлинская и Германская епархия фактически осталась без своего главного храма. Участок земли, полученный для прежнего собора, на Фербеллинер-Плац (Fehrbelliner Platz), был продан за долги, а новый владелец потребовал освободить церковное помещение. В этой критической ситуации правительство Пруссии приняло решение о принципиальной возможности строительства нового собора в Берлине. Рейхсминистерство церковных дел согласилось частично финансировать строительство.
Сохранилось благодарственное письмо первоиерарха РПЦЗ митрополита Антония рейхсминистру Хансу Керлю (Hans Kehrl). Вот этот характерный документ эпохи:
«В то время, когда Православная Церковь на нашей Родине подвергается беспрецедентным преследованиям, нас особенно трогает внимание Германского правительства и ваше лично, пробуждает в нас чувство глубокой благодарности германскому народу и его славному вождю Адольфу Гитлеру и побуждает нас к сердечной молитве за его и германского народа здоровье, благополучие и о Божественной Помощи во всех их делах».
Благосклонность властей не решала, конечно, всех проблем со строительством. Правительство Германии выделило 15 тысяч рейхсмарок на выкуп земельного участка под храм (в пользу РПЦЗ) и профинансировало первый этап строительства в объеме 30 тысяч марок. Параллельно развернулся сбор средств на устройство храма.
Германский трудовой фронт (Deutsche Arbeitsfront) направил дополнительные 25 тысяч рейхсмарок на перенос внутреннего убранства из прежнего собора. Часть денег предоставила Евангелическая церковь Германии. Известны пожертвования великого князя Кирилла Владимировича, монархов Болгарии и Югославии. А вообще храм строился на народные деньги, поскольку немало средств собрали — по пфеннигу — рядовые прихожане.
Но генеральное право собственности на здание Воскресенского собора сохранило за собой немецкое государство.
И Новгород, и Константинополь
Собор строил немецкий архитектор Карл Шельберг по проекту русского эмигранта Сергея Шостовского, большого поклонника новгородского зодчества. Внешне собор решен в новгородском стиле, с простой композицией, шлемовидным куполом в центре, четырьмя обрамляющими луковками и передней звонницей над входом. Внутри радует глаз традиционно-византийское убранство, основы которого закладывались в древнем Константинополе.
Храм был заложен в 1936 году с благословения тогдашнего берлинского епископа Тихона. Освящен и начал действовать всего лишь через два года, на Троицу 1938-го.
В 1953 году собор был значительно реконструирован.
Еще один важный этап его истории — 2010 год, когда наконец Сенат Берлина пересмотрел свою позицию о правах собственности и согласился на продажу храма с переуступкой земельного участка Московской Патриархии. Сделка была оформлена в 2011 году.
С этого момента «трехглавый» собор стал «одноглавым». Хотя дороги, приведшие к нему… Их
Читайте также:
- Самая старая мечеть Германии помолодеет
- Для молящихся мусульман в Потсдаме создали тепличные условия
- Мартин Лютер: Жениться — не грех, грех — не жениться
Пассау