Кнут и пряник: как держат в узде миллионы немецких футбольных фанатов

Футбол в Германии — это больше чем игра. Это настоящая религия, адептами которой являются миллионы немцев. Пока российские футбольные болельщики пугают Европу своим агрессивным нравом, немецкие мирно болеют за своих с пивом и вувузелами. Кто такие «фусбальфэнс» и стоит ли их бояться?


Материал написан в 2016 году во время Чемпионата Европы по футболу во Франции, где разразился скандал, связанный с агрессивным поведением болельщиков из России. Однако описанные методы работы с немецкими фанатами, а также любопытные факты, связанные с повсеместным увлечением футболом в Германии, остаются актуальными и сейчас.


Число футбольных болельщиков в Германии постоянно растет — с середины 90-х оно увеличилось почти в два раза. Из дворовой игры футбол вырос в настоящий национальный культ, который объединяет людей из разных слоев общества обоих полов от мала до велика.

Политики, артисты, другие известные персоны почитают за честь поболеть на стадионе за любимую команду, с удовольствием подставляя свои лица под объективы папарацци. Этот факт, разумеется, прибавляет футболу еще больше популярности.

«Культура футбольного фанатства проникла в самые глубокие слои общества, — считает профессор Вюрцбургского университета и основатель Института фанкультуры в Вюрцбурге Харальд Ланге (Harald Lange). — Каждый второй сегодня имеет фанатский шарф в подвале».

Его слова подтверждаются и делами: во время крупных соревнований, таких как чемпионат Европы или «мундиаль», вся Германия превращается в единую фан-зону. Магазины завалены сувенирной продукцией, наклейки на футбольную тематику лепят даже на колбасу, а большие экраны, на которых можно посмотреть игру и поболеть за своих, есть во многих парках и на площадях крупных городов.


Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com


Например, в Берлине длина самой большой фан-зоны нынешнего Чемпионата Европы составляет 2 километра — она начинается у Бранденбургских ворот и идет по Улице 17 июня в сторону Колонны Победы. А ведь традиция смотреть футбол на открытых экранах как массовое явление появилась всего-то десять лет назад, во время Чемпионата мира 2006 года.

Более 7 млн человек, то есть почти 10% всех немцев, являются членами футбольных клубов, которых в стране насчитывается (только не падайте!) более 27 тысяч. Они объединяют около 170 тысяч команд.

Верится с трудом? Тогда вот вам другая цифра — каждые выходные в Германии проходят 80 тысяч футбольных матчей разного калибра — от юношеских районных игр до состязаний в высшей лиге. Эти показатели — самые высокие с момента создания в 1900 году Немецкого футбольного союза (Deutscher Fußball-Bund, сокращенно DFB), в который поначалу входило всего лишь 86 немецких клубов.

По данным полиции, только 5-10% матчей проходят с какими-либо инцидентами на стадионе, тогда как подавляющее большинство игр заканчиваются спокойно и без «жертв».

Определенную головную боль полиции, правда, доставляют «ультрас» — самые воинственные футбольные фанаты, которые приходят на игру не столько поболеть за своих, сколько подраться. Но и с ними немцы научились бороться: ученые мужи из различных научных заведений Германии уже несколько лет занимаются изучением субкультуры, поведения и психологии «ультрас», их связями с экстремистскими организациями, чтобы знать, как им противостоять.

Стало очевидно, например, что в основном «ультрас» — это молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет, склонные к агрессии и ксенофобски настроенные. Гюнтер Пильц (Günter Pilz), профессор социологии Института спортивных наук в Университете Ганновера, уточняет их портрет личности:

«Это проигравшие члены общества, в основном молодые люди, которые не имеют никакого образования и не хотят его получать. Все, что у них есть, — это их тело».

em-1430027-de-fans-web

Коллаж: Klaus Hausmann

Изменить ситуацию можно лишь одним путем: «При помощи воспитательной работы с лидерами „ультрас“, а также при содействии игроков, которые будут более тесно общаться с болельщиками», — пишет профессор Пильц в своих рекомендациях для правоохранительных органов и клубов. И рекомендации Пильца, надо сказать, успешно претворяются в жизнь.

«Ультрас» появились в Германии в 90-х годах и уже через несколько лет стали исключительно популярными среди молодежи. И именно с ними связан всплеск насилия на стадионах, отмеченный в начале двухтысячных.

«Ультрас» видят себя единственно правильными фанатами, тогда как других болельщиков считают лузерами. И ощущение превосходства над остальными «фусбальфэнс» зачастую является причиной стычек между «ультрас» и неорганизованными болельщиками — первым не терпится показать, кто в фан-доме хозяин.

На данный момент практически каждый клуб в первых трех лигах Германии имеет свои «ультрас»-группировки. С ними, правда, клубы предпочитают работать в мире и согласии, чтобы, так сказать, «не разжигать». Особенно плотно клубы сотрудничают с лидерами группировок «ультрас», через которых в среду фанатов доносят «правильность» принятых решений, например, запрет проноса пиротехники на стадионы, запрет прохода на стадионы наиболее агрессивным фанатам (в клубах есть целые списки из тех, кто попал под Stadionverbot) и т.п.

Более того, в полиции имеется досье на каждого активного «ультраса». В группировках «ультрас» работают тайные полицейские агенты, которые выявляют наиболее опасных фанатов и общий поведенческий настрой группировки. Только в Берлине, по некоторым данным, в этой сфере задействованы более 50 служащих полиции.

Одним словом, все эти меры привели к тому, что немецкие «ультрас», не успев как следует разбушеваться, скисли, подобрели и стали в большинстве своем аполитичными, хотя изначально придерживались либо крайне правых, либо, напротив, левых взглядов.


Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com


Надо сказать, что меры по безопасности на германских стадионах включают не только запреты. Немецкие околоспортивные чиновники давно поняли, что с футбольными фанатами надо вести себя «как с детьми малыми», добиваясь их расположения уговорами и лаской.

«Если у них будет ощущение, что к ним относятся с уважением, они сами начнут оказывать сопротивление распоясавшимся хулиганам», — уверен член совета по координации проектов для болельщиков Немецкого футбольного союза Михаэль Габриэль (Michael Gabriel).

Габриэль прав, и его слова доказывает работа фан-клуба немецкой сборной, который был официально создан 29 марта 2003 года при Немецком футбольном союзе. В настоящее время в разных землях трудятся 18 добровольных фан-менеджеров клуба, которые являются связующим звеном между болельщиками, спортсменами и футбольными функционерами. Они организуют групповые поездки на международные матчи, координируют общение фанатов вне игр и многие другие аспекты. Такая сплоченная работа по организации фанатов принесла свои результаты: в полиции отмечают, что на международных встречах и матчах бундеслиги проявления расизма и ксенофобии стали значительно реже по сравнению с началом нулевых годов.

Но и это еще не все: ученые, например, заметили, что чем больше на стадионах женщин, тем спокойнее обстановка во время игры.

Тот же профессор Ланге из Института фанкультуры в Вюрцбурге считает, что для игр в бундеслиге нужно привлекать не полицейских, а больше представительниц прекрасного пола.

«Женщины в массе своей спокойнее, выдержаннее, терпимее, склонны радоваться даже за победу „вражеской“ команды, если те забили красиво, — разъясняет он, — женщины могли бы сделать стадионы более мирными».

Фан-клуб немецкой сборной при Немецком футбольном союзе, в котором, к слову, официально состоят более 50 тысяч немцев, уже взял эту идею на вооружение:

«С 2010 года мы активно укрепляем наши ряды женщинами», — бодро рапортует фан-клуб на своей интернет странице.


Ссылки:

Мария Павлова

Берлин


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс

Добавить комментарий