Очень женский форум. Самореализация вопреки страху и форс-мажору
Главный идеолог и организатор форума Аделина Амлинская считает, что женщинам в бизнесе тяжело. Тут и негативное отношение общества к тем, кто занимается собственным делом: все начинают вздыхать, охать и отговаривать. Тут и очевидность того, что стресс-факторы (эмиграция или развод) на женщинах сказываются сильнее, чем на мужчинах. Или
«Я вижу этих женщин, у них глаза, как потухшие фары в машине, я и сама была в такой ситуации… и решила, что я сделаю этот формат в поддержку женщин».
Форум длился два дня. Первый день был посвящен докладам, второй — мастер-классам.
Уже первое выступление на тему «Глобальные тренды в продвижении. Маркетинг как зеркало нашего времени» Евгения Беляйкина вызвал жаркие дискуссии. Если о Storytelling и стратегии sinus milieus слушали просто внимательно, то при упоминании слова «мегатренд» на докладчика посыпались вопросы со всех сторон. Стоило сказать, что «мегатренд — это дух времени, то, что мы видим в разных сферах, в разных частях общества, это чувство, информация», как сразу же прилетел вопрос вопросов: «Как угадать мегатренд?» Тут он уж только развел руками:
«Не всегда понятно, почему одна тема летит, а на другую никто не реагирует. Если бы все знали, как это работает, то политикам было бы легче».
Впрочем, далее оказалось, что тренды и даже мегатренды в презентации есть. Например, противоречивые тенденции, которые объединяются вместе, образуя тренд. Иначе как объяснить появление и употребление таких странных неологизмов как freemium (free и premium — это когда сначала предлагают базовые функции бесплатно, а за дополнительные надо платить), Glokalisierung (глобализация и локализация в одном флаконе — это когда маленькие локальные производители могут благодаря новой системе коммуникации продавать во всем мире). Сюда же подходит и слово Frenemies (friend — enemy) , впрочем, это как раз известный феномен: «друг мой — враг мой». И еще многое другое, например Realdigital и Downaging (кому интересно, погуглите сами).
Кстати, первый докладчик был практически единственным присутствующим на форуме мужчиной… Кроме него еще был приятный молодой человек, помогающий с техникой, но он был совершенно незаметен, так как все время молчал и к тому же со своими длинными распущенными волосами отлично мимикрировал под окружающую среду.
Второй доклад был на тему заканчивающегося десятилетия — о стартапах. Предпринимательница из Берлина Цветана Пенова рассказала о стартапе, который она сама задумала, организовала, нашла финансирование и теперь собирается вывести проект на самофинансирование. Тема ее презентации «Социальное предпринимательство — парадокс или новая модель».
Социальное предпринимательство — это метод решения общественных проблем предпринимательским путем — таково определение. Успешные истории и были одной из тем доклада.
Большее оживление вызвал пример российского проекта социального предпринимательства: крем-мед cocco bello, история «настоящего меда из настоящей деревни и с настоящими ягодами», тем более, что на слайде была фотография бабушки в модных очках.
Проект в зале знали как удавшийся эксперимент на российской почте — якобы от идеи до воплощения и при последующем развитии все шло замечательно. Но оказалось, что все не так просто… А еще Цветана рассказала о собственном проекте lernox.de по изучению немецкого, как иностранного.
«Не верьте Forbes и историям успеха, которые вам там рассказывают. Я сама знаю — все было не так! Да, у меня был прекрасный бизнес-план, но он был совершенно бесполезен. И у всех, кого я знаю, это был очень креативный хаотичный процесс. Иногда даже слишком творческий».
«Страшно было?» — задают очень женский вопрос из зала.
«Да, было страшно. И, знаете, были такие нехорошие ситуации, что хотелось прийти домой, встать под горячий душ и все это забыть. Например,
какие-то технологические форумы и там толстые, пожилые, седые мужчины сидели и долго обсуждали, что правильно и что неправильно. И они это все долго обсуждали друг с другом. А я там тоже сижу и тоже должна с ними общаться, а я для них девчонкакакая-то … Но хороших ситуаций было больше. Я встретила много классных людей, много удивительных женщин. И я поняла, насколько важно поддерживать эти контакты».
Так как Цветана прекрасно разобралась в системе поддержки некоммерческих проектов в Германии, обсудили и «шкурный вопрос»: сколько стоит открыть стартап?
«Начали мы с 30 тысяч евро, которые я сама вложила, потом получили гранты, потом нашли спонсоров и партнеров, а в последние полгода мы впервые начали зарабатывать и выходим на коммерческий рынок».
И какое же самое важное послание тем, кто задумывается открыть собственный стартап? — «Радуйтесь успеху. Даже если вы провалились и эксперимент не удался — радуйтесь!» Смех в зале.
«Обещайте мне: никогда-никогда не сравнивайте себя с героями статей Forbes. Плюньте на это. Это все маркетинговый фейк. И не бойтесь делиться своими идеями, потому что выстроить свой бизнес очень трудно и поэтому шанс, что вашу идею украдут, — ничтожен. А зато есть вероятность, что вы поделитесь своей идеей,
кто-то другой — своей, и из этого вырастетчто-то еще… И это очень классный драйв, который нужен предпринимателям. Я вначале боялась, а потом поняла, что ответ „нет“ у меня и уже так есть. „Нет“ у меня уже в кармане. Так чего же бояться?!»
После выступления опытного рекрутера стало окончательно ясно, что мы, собравшиеся, — сила, и мы можем не только бизнес открыть, но и работу найти… А как это делать правильно, объяснила Евгения Акулова из Мюнхена с презентацией «Поиск работы в Германии для представителей креативных профессий: пошаговая инструкция» .
Итак, прочь женскую стеснительность и комплексы.
«Можно ли врать на интервью и в резюме? Нет! А раздувать? Да! Как хвост у павлина. Помогите рекрутеру. Кто вы? Чем вы можете быть работодателю полезны?» — советует Евгения.
Какие стратегии поиска работы подходят для немецкого рынка? Например, по опыту докладчицы, 86 процентов вероятности, что вас возьмут на работу, дает вам единственная стратегия: поиск себя и своих сильных сторон.
«Если вы ответите себе на вопрос: кто я, что я и чем я полезна в этом мире, а главное, какую пользу я хочу этой компании приносить, то вы выиграли в лотерею».
А
А вот что еще полезно, так это искать работу по рекомендации. Да, и в этой стране с большим доверием относятся к знакомым и знакомым знакомых. Так что самое время заниматься нетворкингом. Что, собственно, форум и предлагает.
Тема уникальности и сильных сторон прекрасно сочеталась с «Как сделать себя брендом — self-branding / я — успешный бренд» Валентины Удинцевой.
Аделина Амлинская показала очень стильную презентацию о стратегии бизнеса и вдруг, по ходу, задумалась. «А
В заключение первого дня Мария Тиунова вдохновила на метафоры и упражнения в группе и на них чудесным образом начался настоящий нетворкинг и наметились идеи и проекты второго дня.
А потом все желающие пошли танцевать.
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
Конечно, без проблем и накладок не обошлось. Я вот, например, лишь случайно попала на первый день форума. На странице в интернете адреса проведения не было (сейчас, да, на странице стоит, сама видела, а вот когда он там возник — не знаю) — я подсуетилась и мне его сообщили.
Впрочем, мне это знание помогло относительно, потому что место проведения незадолго до форума было изменено. Если бы меня предупредили, что такое вообще возможно, то я бы не расслаблялась и подсуетилась второй раз, а так ситуацию спасло лишь то, что я пришла на прежде указанное ранее место пунктуально к началу. А там уж я наткнулась на организаторов и вместе с ними поехала на такси, причем вместе опаздывая. Впрочем, и это не играло роли, потому к тому времени перегорели два проектора и все ждали участницу, которая вызвалась привезти оборудование из дома — на велосипеде. Затем не получилось выйти в интернет и видеослайды в презентациях показать не удалось. Да, все это форс-мажор, но видела я мероприятия, на которых техника все же работает.
Кроме того, программа менялась по ходу — форс-мажор коснулся и докладчиков. Одна из них не смогла приехать (именно в последний момент), но на ее место поставили сразу два других доклада. Они были хорошие, но стало еще сложнее ориентироваться в программе и рассчитывать время.
Перерывы были, а вот еда или хотя бы напитки в них предусмотрены не были. И здесь дело не столько в деньгах, сколько в эффективности работы: в паузах происходит полезное общение, хочется глотнуть воды и вовсе необязательно
Но вернемся к форуму. Который, несмотря на вышеизложенное, совершенно точно удался.
Второй день был камерный. Настоящий квартирник в берлинском лофте.
Мастер-классов было предложено аж пять:
- Стратегия вывода продукта на рынок. Аделина Амлинская
- Паттерны движений и личная эффективность. Татьяна Страшненко
- Мужское в женском. Светлана Шон
- Денежная энергия и женщина — возможна ли гармония. Ольга Деревянская
- Зачем начинающему предпринимателю знать о механизмах стресса? Юлиана Кун
И как выяснилось, две самые популярные и самые сложные темы в женском восприятии это сексуальность и деньги. И к тому же это «очень темные темы», к которым, по мнению участниц, «мы не очень любим прикасаться». Оказывается, именно здесь и кроются основные комплексы: деньги и секс вызывают наибольшее стеснение. Как попросить деньги за свою работу?
«А вы знаете, сколько вы стоите?», — спрашивает ведущая. Громкий смех и ассоциация: «продажная женщина». И вот как в этой ситуации перестать стыдиться продвигать себя и начинать зарабатывать?
Отзывы участниц после мастер-классов показали весь спектр эмоций и размышлений:
«Финансовая тема — очень болезненная,
что-то сразу вызывает отторжение. А пообщались хорошо: мы чуть не передрались, но при это очень классно, все пытались друг другу помочь помочь, но это невозможно, в первую очередь помогаешь сам себе».«Мне было интересно,
какой-то свежий взгляд, свободное безопасное пространство. Я не уверена, что я бы в Москве пошла бы на такой семинар. Не в любой женской группе можно свободно говорить, сколько у тебя сексуальных партнеров».«Супер-полезно. Я в Москве бы на такое никогда не пошла, потому что там у меня был статус и я сама такие штуки делала и программа
какая-то сырая… но мне сейчас настолько фигово, что я шла сюда за поддержкой — и я ее действительно нашла. Мне все говорили, что в эмиграции не надо общаться с русскими, это ужасно… а оказалось классно».«Я ответила на свой вопрос, на которой не могла найти сама ответа. Контактируя с людьми приблизительного своего уровня, я нашла решение».
* * *
Форум был очень женский. Тезис Ланы Шен — «после репродуктивного возраста у женщин начинается продуктивный» — вызвала всеобщее оживление. Кого это касается напрямую, говорят: «Когда мне
И все благодарили Аделину, которая «создает такое пространство, где много свободы, открытости, искренности, доверия и… не страшно. А это очень большая ценность».
А что считает сама Аделина и что нового на этом форуме по сравнению с предыдущими?
«В этот раз было очень много новых участниц. Практически 90 процентов. И это было очень интересно наблюдать, как они думали: „Это будет что?“ И все боялись, что будет скучно, слишком научно и что „я могу им не соответствовать“. Но в итоге спикеры совпали с аудиторией, они буквально нашли друг друга. Здесь все слушают очень внимательно, у нас собралась очень принимающая, поддерживающая аудитория. На форуме сложилась атмосфера взаимоподдержки и доброты».
Читайте также:
- «Меняем квадрат одиночества на круг общения». В Берлине прошел Smart Forum для тех, кто выбрал жизнь в Европе
- Как начать свой бизнес в Германии, не увольняясь с работы. Часть 1
- Точки над Ö: Открыть бизнес в Германии? А сколько стоит?
Социальные сети и онлайн-маркетинг. Берлин