Бессмертный дух паромщика Гильдебранда. Что такое настоящий немецкий шнапс

18.05.2015   Партнерский

Каждый год в Германии производится полмиллиарда литров всевозможного шнапса. Но что же это за напиток, который пьют в таких объемах? Без пол-литра, как говорится, не разобраться. За ответом мы отправились к специалисту — производителю натуральных алкогольных напитков из Виттенберге Михаэлю Отто.

Уже почти четыреста лет вдоль берегов Эльбы живёт легенда о смелом паромщике Гильдебранде. Именно она несколько лет назад вдохновила доктора юридических наук Михаэля Отто на создание собственного шнапса.

«… Случилось это во времена Тридцатилетней войны, когда на полях Германии в очередной религиозной распре бились протестанты, во главе со Швецией, и католики Священной Римской империи в союзе с Саксонией.

Под Виттштоком, что в ста километрах от Берлина, две армии сошлись в тяжёлой схватке. Победа в тот день досталась протестантам. Отряды шведских солдат разбрелись по всей округе, безудержно грабя и мародёрствуя. Спастись от „милости победителей“ можно было, лишь переправившись через Эльбу.

Виттенбергский паромщик Гильдебранд, известный своей добротой, только успел перевезти на западный берег три семьи беженцев, когда его схватили восемь шведских наёмников. Под прицелом мушкетов Гильдебранд оттолкнул паром от пристани и снова повёл его через реку вдогонку за беглецами.

Чтобы дать побольше времени спасающимся, паромщик старался, как мог, замедлить переправу. Заметив это, бандиты пришли в ярость и жестоко убили его. Незнакомое мародёрам быстрое течение подхватило неуправляемый паром и перевернуло его, утянув на дно всех восьмерых шведов…»

Что же подвигло успешного адвоката, практикующего в большом городе Лейпциге, заняться ещё и производством крепкого алкоголя в провинциальной глубинке?

«Я давно думал попробовать что-нибудь совсем непохожее на юриспруденцию, на работу со скучными, сухими документами. Хотелось с нуля создать какой-нибудь собственный продукт, вывести его на рынок и раскрутить».

Отец Михаэля, Клаус Отто, тоже доктор, но не юридических, а химических наук, во времена ГДР работал в исследовательской лаборатории одного крупного государственного предприятия. Когда вместе с Берлинской стеной рухнула и плановая экономика Восточной Германии, социалистические заводы и фабрики закрывались сотнями. Не устояло и предприятие Клауса Отто. Но уникальную химическую лабораторию со всеми её научными наработками удалось спасти, превратив в частную исследовательскую фирму под названием «Dr. Otto GmbH».

Сначала молодая фирма зарабатывала на опытах и исследованиях для окрестных фермеров и для небольших косметических и продовольственных фирм. Одним помогали бороться с сорняками и вредителями, другим разрабатывали новые товары и производственные технологии, тестировали готовую продукцию.

Потом началось производство эфирных масел на заказ. Дело оказалось прибыльным. Заказчик привозит собственное сырье и уезжает обратно с готовым маслом, которое экстрагирует фирма. А из отходов получается замечательное натуральное удобрение. Прибыль идёт на разработку новых продуктов. Сейчас, например, готовится к запуску собственная серия косметики по уходу за кожей.

А недавно в ассортименте появилось укрепляющее средство для сельскохозяйственных культур «Elot-Vis Green», утверждают — уникальное, использующее весь опыт фирмы и исследования нескольких десятилетий. Это не обычное удобрение: экстракт из нескольких растений, среди которых черёмуха и, как ни забавно, конопля, напрямую не уничтожает вредителей или паразитов, а проникает внутрь защищаемого растения, укрепляя и оздоравливая его.

Фирма много лет состоит членом нескольких экологических организаций, все производственные процессы сертифицированы по международным и европейским стандартам.


Переняв у отца управление компанией, Михаэль Отто подумал, что среди её продукции не хватает чего-нибудь для души, например, хорошего шнапса.

«Я сразу решил, что напиток должен быть исключительно натуральным, биологически чистым, полезным и не содержащим ни грамма сахара. А это сложно! Популярные сейчас в Германии биттеры (горькие травяные настойки, от нем. bitter — горький – ред.), даром что биттеры, все как один очень сладкие. Народу это нравится, но на каждую рюмку в итоге приходится столько сахара, что о пользе для здоровья можно, пожалуй, забыть».

Ещё одним принципиальным решением стало качество поставляемого напитка. А это не могло не сказаться на количестве — сейчас в год производится не более двенадцати пятидесятилитровых бочек. Технология полностью ручная, все химические процессы проходят в одном небольшом помещении в специально разработанных для них стеклянных сосудах. Такая вот наша собственная «Стеклянная мануфактура» (нем. gläserne Manufaktur — ред.), смеётся господин Отто.

«Мой дед был потомственным мясником и, как у любого уважающего себя мясника, у него был старинный семейный рецепт травяной настойки для улучшения пищеварения. Этот рецепт мы и взяли за основу. Я работал над потребительскими качествами, вкусом, запахом и составом. Отец уточнял формулу и разрабатывал технологию».

Главным ингредиентом шнапса оказалось… время. Его для приготовления понадобится очень много. Несколько недель подряд девять различных трав и пряностей настаиваются на высококачественном спирте, передавая ему свои целебные и вкусовые свойства. Как только напиток приобретает предписанный рецептом цвет, его фильтруют очень щадящим методом, который оставляет некоторый осадок — это должно подчеркнуть натуральность продукта. Затем двенадцать месяцев напиток зреет в бочках, а потом вручную разливается по бутылкам и хранится ещё шесть месяцев, обретая характерный острый вкус и аромат.

Так в 2011 году на свет появился новый травяной бальзам «Fährmann Hildebrand» («Паромщик Гильдебранд») крепостью 38% об.


Современная номенклатура крепких спиртных напитков довольно сложна и запутана. Те из них, в основе которых лежит принцип настаивания (мацерации) алкоголя на растительных (фрукты, травы, цветы, орехи…) или животных (яйца, сливки…) ингредиентах, специалисты называют ликёрами. Традиционно же к ликёрам принято относить лишь сладкие напитки, причисляя остальные к так называемым бальзамам или биттерам, вкус которых обязательно содержит нотку приятной горечи или остроты. По-русски же всё это называется наливками и настойками.

Слово спирт, по-латыни spiritus, означает дух, жизненную силу, характер, внутреннюю сущность, переводится на немецкий как Geist. Поэтому в Германии некоторые типы настоек называют «гайстами».

А со шнапсом, кстати, всё оказалось совсем просто — так в народе называют вообще любой крепкий спиртной напиток, будь то яблочный самогон, картофельная водка, горькая травяная настойка или крепкий апельсиновый ликёр. И если вам предлагают «тот самый единственно верный рецепт», знайте — вас вводят в заблуждение.


«То, что продукт «выстрелил», мне стало понятно, когда я однажды обедал в довольно известном лейпцигском биоресторане Мацис. За соседним столом сидели несколько совершенно незнакомых мне господ и на все лады расхваливали друг другу содержимое бутылки «Fährmann Hildebrand», стоявшей перед ними. Мне было очень приятно. Тогда-то я и подумал, что в легенде было ещё несколько персонажей и решил, что хочу сделать полную серию напитков».

В легенде о паромщике восемь шведов сыграли не самую привлекательную роль. Теперь же каждый из них, оставаясь безымянным, обрёл свой собственный характер:

  • Швед №1 — Травяная настойка, 38% об. (Schwede 1. Kräutergeist).
  • Швед №2 — Настойка лесного ореха, 38% об. (Haselnussgeist).
  • Швед №3 — Черничная настойка, 40% об. (Heidelbeergeist).
  • Швед №4 — Настойка бузины, 40% об. (Holunderbeergeist).
  • Швед №5 — Сливовый ликёр, 29% об. (Pflaumenlikör).
  • Швед №6 — Травяной ликёр, 25% об. (Kräuterlikör).
  • Швед №7 — Медовуха, 25% об. (Honigmet).
  • Швед №8 — Джин, 44% об. (Gin).

Текст Николая Мясникова
Фотографии Оли Мишарёвой
и Николая Мясникова 


Внимание, розыгрыш

В заключение рассказа мы вместе с фирмой «Dr. Otto GmbH» проводим розыгрыш среди наших читателей. Принять в нём участие могут все*, кто расскажет об этом материале в любой социальной сети и даст на него ссылку. В качестве заявки пришлите нам электронное письмо на адрес info@liveberlin.ru с указанием в нём ссылки на ваше упоминание репортажа. Пять бутылок и пять фирменных фляжек**, изображённых ниже, будут разыграны в пятницу 22 в субботу 23 мая. Удачи!


* — все, кроме тех, кто имеет прямое отношение к журналу «Живой Берлин» или фирме «Dr. Otto GmbH».

** — к сожалению, мы не уверены в надёжности доставки крепких напитков в хрупких бутылках за пределы Европы. Поэтому победителям не из стран ЕС мы отправим крепкие фляжки из нержавеющей стали «Fährmann Hildebrand».


Ссылки:


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс