Бессмертный дух паромщика Гильдебранда. Что такое настоящий немецкий шнапс

Каждый год в Германии производится полмиллиарда литров всевозможного шнапса. Но что же это за напиток, который пьют в таких объемах? Без пол-литра, как говорится, не разобраться. За ответом мы отправились к специалисту — производителю натуральных алкогольных напитков из Виттенберге Михаэлю Отто.

IMGP5343-web-2

Уже почти четыреста лет вдоль берегов Эльбы живёт легенда о смелом паромщике Гильдебранде. Именно она несколько лет назад вдохновила доктора юридических наук Михаэля Отто на создание собственного шнапса.

«… Случилось это во времена Тридцатилетней войны, когда на полях Германии в очередной религиозной распре бились протестанты, во главе со Швецией, и католики Священной Римской империи в союзе с Саксонией.

Под Виттштоком, что в ста километрах от Берлина, две армии сошлись в тяжёлой схватке. Победа в тот день досталась протестантам. Отряды шведских солдат разбрелись по всей округе, безудержно грабя и мародёрствуя. Спастись от „милости победителей“ можно было, лишь переправившись через Эльбу.

The_Battle_of_Wittstock_1636-web

Битва при Виттштоке состоялась 4 октября 1636 года. Источник изображения: Википедия

Виттенбергский паромщик Гильдебранд, известный своей добротой, только успел перевезти на западный берег три семьи беженцев, когда его схватили восемь шведских наёмников. Под прицелом мушкетов Гильдебранд оттолкнул паром от пристани и снова повёл его через реку вдогонку за беглецами.

Чтобы дать побольше времени спасающимся, паромщик старался, как мог, замедлить переправу. Заметив это, бандиты пришли в ярость и жестоко убили его. Незнакомое мародёрам быстрое течение подхватило неуправляемый паром и перевернуло его, утянув на дно всех восьмерых шведов…»

IMGP0422_web2

Эльба. Где-то здесь встретили свою смерть храбрый паромщик Гильдебранд и восемь шведских мародёров

Что же подвигло успешного адвоката, практикующего в большом городе Лейпциге, заняться ещё и производством крепкого алкоголя в провинциальной глубинке?

«Я давно думал попробовать что-нибудь совсем непохожее на юриспруденцию, на работу со скучными, сухими документами. Хотелось с нуля создать какой-нибудь собственный продукт, вывести его на рынок и раскрутить».

Отец Михаэля, Клаус Отто, тоже доктор, но не юридических, а химических наук, во времена ГДР работал в исследовательской лаборатории одного крупного государственного предприятия. Когда вместе с Берлинской стеной рухнула и плановая экономика Восточной Германии, социалистические заводы и фабрики закрывались сотнями. Не устояло и предприятие Клауса Отто. Но уникальную химическую лабораторию со всеми её научными наработками удалось спасти, превратив в частную исследовательскую фирму под названием «Dr. Otto GmbH».

Сначала молодая фирма зарабатывала на опытах и исследованиях для окрестных фермеров и для небольших косметических и продовольственных фирм. Одним помогали бороться с сорняками и вредителями, другим разрабатывали новые товары и производственные технологии, тестировали готовую продукцию.

Потом началось производство эфирных масел на заказ. Дело оказалось прибыльным. Заказчик привозит собственное сырье и уезжает обратно с готовым маслом, которое экстрагирует фирма. А из отходов получается замечательное натуральное удобрение. Прибыль идёт на разработку новых продуктов. Сейчас, например, готовится к запуску собственная серия косметики по уходу за кожей.

А недавно в ассортименте появилось укрепляющее средство для сельскохозяйственных культур «Elot-Vis Green», утверждают — уникальное, использующее весь опыт фирмы и исследования нескольких десятилетий. Это не обычное удобрение: экстракт из нескольких растений, среди которых черёмуха и, как ни забавно, конопля, напрямую не уничтожает вредителей или паразитов, а проникает внутрь защищаемого растения, укрепляя и оздоравливая его.

Фирма много лет состоит членом нескольких экологических организаций, все производственные процессы сертифицированы по международным и европейским стандартам.

IMGP5122-web

Михаэль Отто: «Здесь мы занимаемся экстракцией эфирных масел»


Переняв у отца управление компанией, Михаэль Отто подумал, что среди её продукции не хватает чего-нибудь для души, например, хорошего шнапса.

«Я сразу решил, что напиток должен быть исключительно натуральным, биологически чистым, полезным и не содержащим ни грамма сахара. А это сложно! Популярные сейчас в Германии биттеры (горькие травяные настойки, от нем. bitter — горький – ред.), даром что биттеры, все как один очень сладкие. Народу это нравится, но на каждую рюмку в итоге приходится столько сахара, что о пользе для здоровья можно, пожалуй, забыть».

Ещё одним принципиальным решением стало качество поставляемого напитка. А это не могло не сказаться на количестве — сейчас в год производится не более двенадцати пятидесятилитровых бочек. Технология полностью ручная, все химические процессы проходят в одном небольшом помещении в специально разработанных для них стеклянных сосудах. Такая вот наша собственная «Стеклянная мануфактура» (нем. gläserne Manufaktur — ред.), смеётся господин Отто.

Михаэль Отто

«Мой дед был потомственным мясником и, как у любого уважающего себя мясника, у него был старинный семейный рецепт травяной настойки для улучшения пищеварения. Этот рецепт мы и взяли за основу. Я работал над потребительскими качествами, вкусом, запахом и составом. Отец уточнял формулу и разрабатывал технологию».

Главным ингредиентом шнапса оказалось… время. Его для приготовления понадобится очень много. Несколько недель подряд девять различных трав и пряностей настаиваются на высококачественном спирте, передавая ему свои целебные и вкусовые свойства. Как только напиток приобретает предписанный рецептом цвет, его фильтруют очень щадящим методом, который оставляет некоторый осадок — это должно подчеркнуть натуральность продукта. Затем двенадцать месяцев напиток зреет в бочках, а потом вручную разливается по бутылкам и хранится ещё шесть месяцев, обретая характерный острый вкус и аромат.

Так в 2011 году на свет появился новый травяной бальзам «Fährmann Hildebrand» («Паромщик Гильдебранд») крепостью 38% об.

DSCF5939-web

Современная номенклатура крепких спиртных напитков довольно сложна и запутана. Те из них, в основе которых лежит принцип настаивания (мацерации) алкоголя на растительных (фрукты, травы, цветы, орехи…) или животных (яйца, сливки…) ингредиентах, специалисты называют ликёрами. Традиционно же к ликёрам принято относить лишь сладкие напитки, причисляя остальные к так называемым бальзамам или биттерам, вкус которых обязательно содержит нотку приятной горечи или остроты. По-русски же всё это называется наливками и настойками.

Слово спирт, по-латыни spiritus, означает дух, жизненную силу, характер, внутреннюю сущность, переводится на немецкий как Geist. Поэтому в Германии некоторые типы настоек называют «гайстами».

А со шнапсом, кстати, всё оказалось совсем просто — так в народе называют вообще любой крепкий спиртной напиток, будь то яблочный самогон, картофельная водка, горькая травяная настойка или крепкий апельсиновый ликёр. И если вам предлагают «тот самый единственно верный рецепт», знайте — вас вводят в заблуждение.


«То, что продукт «выстрелил», мне стало понятно, когда я однажды обедал в довольно известном лейпцигском биоресторане Мацис. За соседним столом сидели несколько совершенно незнакомых мне господ и на все лады расхваливали друг другу содержимое бутылки «Fährmann Hildebrand», стоявшей перед ними. Мне было очень приятно. Тогда-то я и подумал, что в легенде было ещё несколько персонажей и решил, что хочу сделать полную серию напитков».

В легенде о паромщике восемь шведов сыграли не самую привлекательную роль. Теперь же каждый из них, оставаясь безымянным, обрёл свой собственный характер:

  • Швед №1 — Травяная настойка, 38% об. (Schwede 1. Kräutergeist).
  • Швед №2 — Настойка лесного ореха, 38% об. (Haselnussgeist).
  • Швед №3 — Черничная настойка, 40% об. (Heidelbeergeist).
  • Швед №4 — Настойка бузины, 40% об. (Holunderbeergeist).
  • Швед №5 — Сливовый ликёр, 29% об. (Pflaumenlikör).
  • Швед №6 — Травяной ликёр, 25% об. (Kräuterlikör).
  • Швед №7 — Медовуха, 25% об. (Honigmet).
  • Швед №8 — Джин, 44% об. (Gin).
DSCF2207-web-new

Все герои легенды в одном кадре

Текст Николая Мясникова
Фотографии Оли Мишарёвой
и Николая Мясникова 


Внимание, розыгрыш

В заключение рассказа мы вместе с фирмой «Dr. Otto GmbH» проводим розыгрыш среди наших читателей. Принять в нём участие могут все*, кто расскажет об этом материале в любой социальной сети и даст на него ссылку. В качестве заявки пришлите нам электронное письмо на адрес info@liveberlin.ru с указанием в нём ссылки на ваше упоминание репортажа. Пять бутылок и пять фирменных фляжек**, изображённых ниже, будут разыграны в пятницу 22 в субботу 23 мая. Удачи!

DSCF5780-web DSCF5906-web
  • — все, кроме тех, кто имеет прямое отношение к журналу «Живой Берлин» или фирме «Dr. Otto GmbH».

** — к сожалению, мы не уверены в надёжности доставки крепких напитков в хрупких бутылках за пределы Европы. Поэтому победителям не из стран ЕС мы отправим крепкие фляжки из нержавеющей стали «Fährmann Hildebrand».


Ссылки:

Николай Мясников

Главный редактор и продюсер проекта. Берлин


Поделиться
Отправить
Класс