Медленно читая Берлин

Знаменитый «Фестиваль Медленного Чтения» добрался до Берлина. Что ж, здесь есть что почитать.

Метрополис. Георг Гросс, 1916-1917 г.

Есть такой феномен советской и постсоветской жизни — «кухня». И на «кухне» происходят «кухонные разговоры». У кухонь есть хозяева и туда приходят гости. Локация выбрана в кухне для того, чтобы можно было, не отвлекаясь от разговоров, пить чай, который не водка и много не выпьешь, и водку, которая не чай, не обожжешься.

Эти разговоры и есть суть дела.

На кухню могут зайти разные люди. Но только по приглашению хозяев или друзей хозяев — случайных собеседников там нет. И уж точно хозяева могут вышвырнуть оттуда неугодных…

Так вот. «Фестиваль Медленного Чтения» как таковой прошел уже в восемнадцатый раз. В этот раз в Берлине. Это кухня проекта «Эшколот». Никаких случайных участников или лекторов. Все идеально.

Идеально, как идеален Берлин.

Медленное чтение — это означает, что читаем медленно. И, собственно говоря, не всегда напрямую читаем. Ходим. Смотрим. Слушаем. Говорим. Неспешно и вдумчиво. На этот раз на фестивале 50 постоянных участников и примкнувшие временные медленно вчитывались в веймарский Берлин как в столицу еврейского модернизма.

Ходили по ночному городу. Маленькими группами по малоосвещенным улицам и темным паркам.

Разбирались, что, как и зачем писал Альфред Дёблин.


Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com


Сбегали в кино, в тот самый Babylon, кинотеатр как архетип, идеальный дворец для немого кино, открытый в год, когда немое кино исчезло.

Понимали, что идишистский модернизм был коротко и ярко.

Ходили по утрам на экскурсии по литературным местам 20-х годов XX века — именно местам, зданий нет, только улицы, да и то…

Упивались абсентом прямо в представительстве Еврейского Агентства для Израиля… медленно.

Слушали музыку, настоящую музыку из веймарского Берлина, в зале сквота, где над нами нависал самый большой обогреватель — метров шесть длиной.

Говорили, говорили, говорили… Потому что медленное чтение — это чтение с разговором. По крайней мере на кухне. А фестиваль — это кухня (см. выше). На нее даже Натан Щаранский заглянул. Так бывает, вы знаете. Мимо проходил, увидел свет в окне хабадского центра Берлина, где кухня как раз и развернулась…

Что сказать… На этой кухне хорошо. Семен Парижский сотоварищи (главный сотоварищ — фонд «Генезис») обеспечивают нам всем регулярное счастье быть там: или в реале, или хотя бы в виртуале (лекции выкладываются в сеть).

А Берлин принимает всех. Без условий. Так что читайте хоть медленно, хоть быстро — как вам захочется. Было бы что.

У Берлина есть что. Потому Берлину и всем, кто в нем, хорошо.


Читайте также:

Борис Шавлов

Главный редактор. Берлин


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс