Метро в большом городе. Часть III. Разорванное Стеной
В годы войны, несмотря на регулярные бомбежки, дефицит электричества и запасных частей, берлинское метро работало практически в штатном режиме. Только после прямых попаданий бомб работа на короткое время приостанавливалась, повреждения наскоро ремонтировались и поезда вновь начинали возить пассажиров.
Лишь 25 апреля 1945 года, в день начала штурма Берлина, метрополитен полностью прекратил свою работу. Но уже 14 мая, всего через шесть дней после капитуляции, работа метро частично возобновилась. А к концу 1945 года берлинская подземка функционировала на 92 процента.
Метростроевцы решили относиться к разрушениям и убыткам не как к несчастью, а как к шансу улучшить метро и избавить его от многих родовых болезней. Например, рассматривались планы полного переноса эстакадных линий под землю. Однако, раз уж все равно придется «закапывать» огромные деньги, решили инвестировать их не в перестройку, а в расширение метрополитена.
Тогда же появился «План двухсот километров» — такой должна была стать общая протяженность всех линий метрополитена. Для справки: на момент составления этого плана, в 50-х годах XX века, длина линий была менее 80 километров, к 2020-му ее довели до 146 километров.
Но на пути этих проектов встала Стена.
Берлинская стена поделила на две части не только город, но и его транспортную сеть. 13 августа 1961 года четыре линии метро были перекрыты. Линия A (сейчас U2) оказалась разорвана примерно посередине. Станция Потсдамер-Плац (Potsdamer Platz) находилась в приграничной зоне, поэтому была закрыта. С востока поезда доезжали только до станции Тэльманплац (Thälmannplatz, сейчас Моренштрассе/Mohrenstraße, первоначально Кайзерхоф/Kaiserhof). С запада — до Гляйсдрайэк (Gleisdreieck).
Линия E (U5) полностью оказалась в восточном секторе. Ее переименовали в линию B и впоследствии достроили до самой границы Берлина.
Идущие с севера на юг линии C и D (U6 и U8) начинались и заканчивались в Западном Берлине, но их центральные отрезки проходили под восточной частью города. Удалось договориться не разрывать линии, но власти ГДР, опасаясь бегства граждан на запад, закрыли здесь «свои» станции: пять на линии U6 и шесть на U8. Входы были частично замурованы, платформы охранялись пограничниками. Западные поезда проезжали эти станции без остановок. Берлинцы прозвали их «станциями-призраками» (нем. Geisterbahnhof). За право транзита по ним сенат Западного Берлина ежегодно платил ГДР 20 миллионов марок.
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
Только одна приграничная станция стала исключением — Фридрихштрассе (Friedrichstraße). Здесь был организован КПП для пересечения границы, а жители Западного Берлина пересаживались с метро на городскую электричку S-Bahn и междугородные поезда. Для них же власти ГДР, остро нуждавшиеся в твердой валюте, открыли здесь, на станции Friedrichstraße, беспошлинный магазин, где «весси» могли недорого приобрести сигареты, алкоголь, кофе и прочее. На западе жестко критиковали всех, кто что-либо покупал там — ведь это означало финансовую поддержку коммунистического режима.
На некоторых станциях западной части линии A (например Ноллендорфплац/Nollendorfplatz и Бюловштрассе/Bülowstraße)
9 ноября 1989 года, после нескольких месяцев народных протестов, ограничения на перемещение для восточных немцев были сняты. Десятитысячные толпы принялись осаждать пограничные КПП, требуя пропуска в Западный Берлин. Первая станция метро — Янновицбрюке (Jannowitzbrücke) — была открыта для пассажиров всего через два дня.
Фотографу Роберту Конраду (Robert Conrad) удалось задокументировать восточноберлинскую подземку сразу после падения Стены еще до начала восстановительных работ. Выцветшие плакаты рекламировали продукты, которых уже давно не существовало. Афиши приглашали на празднование победы народной революции (Sieg der Volksrevolution). Кроме того, на одной из «станций-призраков» фотограф обнаружил указатели с надписями feindwärts («в сторону врага») и freundwärts («в сторону своих») — по всей видимости, в помощь пограничникам, чтобы те не потеряли ориентацию и не ошиблись с выходом.
Началось интенсивное объединение двух транспортных систем, бывших
Окончание следует. Все материалы серии вы найдете здесь →
Читайте также:
- Метро в большом городе. Часть I
- Метро в большом городе. Часть II. Между великими войнами
- Берлинская пуповина: как срастались Восток и Запад | Видео
Директор проекта и издатель. Берлин