Раб любви, но человек свободный. Людвиг I между вершиной прогресса и пиком бидермайеровской эротики
«Править я больше не мог, а превратиться в пустышку, бездумно подписывающую составленные за нее документы, не хотел. Чтобы не стать рабом, я стал свободным человеком». Так писал в апреле 1848 года бывший монарх, а ныне гражданин Людвиг фон Виттельсбах, объясняя причины отречения от престола.
Конечно, истинные причины были глубже, чем тяга к личной свободе. Короля надо было понять — и гражданина тоже. А особенности его личности постоянно ускользали от понимания. Будучи одним из самых могущественных немецких монархов, он ходил в потертых и даже рваных одеждах, содержал крайне скромный двор. Он был равнодушен к почестям, не требовал знаков почитания.
Однажды во время прогулки в Английском саду его карету беззастенчиво обогнал экипаж лошадиного барышника Кренкля. Обгонять экипажи членов королевского дома было строжайше запрещено. Но Кренкль лишь бросил на ходу: «Майестет, веа ко, деа ко». В переводе с баварского это значит: «Ваше величество, кто может, тот может!» Фраза моментально стала крылатой, баварцы и сегодня вворачивают ее по любому поводу, да еще и с вариациями («Кто может, тот может, а кто не может, тот дурак!»). А при тогдашнем инциденте «величество» отнюдь не разгневался. Лишь молча кивнул шустрому барышнику и продолжил свой путь.
Он был последним абсолютным монархом в Баварии — и творцом конституционной монархии, обогнав в этом отношении всю континентальную Европу. Он был основоположником государственной системы охраны памятников. По его распоряжению были построены первая в Германии железная дорога и судоходный канал Дунай — Майн, связавший Черное море с Северным.
Мало кто об этом помнит, многие просто не знают. Впрочем, в генетической памяти баварцев прочно засел тот факт, что благодаря Людвигу I возникло самое знаменитое в мире празднество: Октоберфест.
Точки над Ö: Что надеть на Октоберфест, чтобы не оказаться белой вороной
Октоберфест это не только пиво, но и особый дресс-код. Ему стараются соответствовать гости со всего мира. В альпийских кожаных штанах и дирндлях японцы, тайцы, бирманцы, афроамериканцы, эфиопы выглядят очень живописно. Каждый хочет быть своим «на этом празднике жизни». Но правильно подобрать наряд и правильно его носить, не оказаться белой вороной — целая наука. Рассказываем о самом важном. Читать полностью →
В общем, король был смелым, решительным, прогрессивно мыслящим. Его дух запечатлен в таких уникальных творениях, как Валгалла на дунайском берегу и Старая Пинакотека в Мюнхене. А умер он в изгнании и почти что в забвении. Не повезло ему в смерти. Между прочим, не повезло и в любви. В той самой, ради которой отдал корону.
Жена народу ближе, чем любовница
Место, где вот уже более двухсот лет проводится Октоберфест, называется Терезиенвизе (Луг Терезы), в честь Терезы Баварской, супруги Людвига I. Гору Зендлингенберг, со склона которой 17 октября 1810 года сорок тысяч мюнхенцев в присутствии Людвига и Терезы смотрели скачки, завершившиеся всеобщим гулянием, позже переименовали в Терезиенхёе (Высоту Терезы). Скачки и гуляния стали первым Октоберфестом.
Об августейшей супруге напоминают и гимназия Терезы в Мюнхене, парк Терезиенштайн в Хофе, благотворительный больничный фонд Терезы в Бад-Киссингене. Королеву Терезу в Баварии любили, хотя происходила она из евангелической семьи герцогов Заксен-Гильдбургхаузенских в Тюрингии.
А вот ирландскую католичку Элизабет Гилберт, более известную под псевдонимом Лола Монтес, в католической Баварии ненавидели. Когда она прогуливалась по улицам Мюнхена с неизменной турецкой сигарой во рту, ей бросали вслед недвусмысленные угрозы. В феврале 1848 года толпа студентов на Театинерплац набросилась на нее и чуть не разорвала на куски. Лишь чудом ей удалось найти убежище в кирхе по соседству.
По Мюнхену распространялись сатирические листовки «Падение ангела», в которых Лола Монтес изображалась посланцем сатаны. Считается, что революция 1848 года в Европе была обусловлена протестом третьих сословий против реставрации отжившей свой век феодальной монархической системы.
Но
Дабы понять, что здесь к чему, следует прежде всего понять, что их привело друг к другу — шестидесятилетнего Людвига I и двадцатипятилетнюю богиню полусвета Лолу Монтес.
Принц-космополит
Людвиг Карл Август фон Виттельсбах, будущий король Баварии, родился довольно далеко от своего королевства — в Эльзасе. Его крестным отцом был французский король Людовик XVI. Детство, отрочество, юность наследника баварской короны прошли в Ганноверском королевстве, в Австрии и Италии.
С Баварией связывали разве что годы учебы в университете Ландсхута, из которого, впрочем, он перевелся в университет Геттингена. Но свою ландсхутскую альма матер Людвиг, став королем, перевел в Мюнхен. Таким образом LMU — исторически первый из двух мюнхенских университетов. LMU значит Ludwig-Maximilians-Universität, университет Людвига — Максимилиана.
В его названии запечатлены имена двух властителей: герцога Людвига IX, правившего Баварией в XV веке, и первого короля Баварии Максимилиана I. Следовательно, персоны Людвига I в названии университета «не значится». Хотя народная молва связывает старейший университет Баварии (и один из лучших в Европе) именно с ним. Ну, и с его папой, «королем Максом» — Максимилианом I.
По иронии судьбы, закат королевской карьеры Людвига тоже связан с университетом. Со студенческими бунтами. Но все это будет потом.
А пока юный Людвиг — сам студент, восторженно штудирующий классическое искусство, французскую, испанскую и итальянскую литературу. Он сам пишет стихи и пьесы. Произведения Ронсара, Данте, Сервантеса читает в подлиннике, ибо хорошо знает все три языка. Впоследствии стал изучать и русский язык. Чисто лингвистически, для него открылась вся Европа. Что и отразилось в дерзких планах европеизации Баварии, которые он не без успеха осуществлял, взойдя на престол.
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
Король-патриот
На престол он взошел после смерти «короля Макса», в 1825 году, в возрасте тридцати девяти лет, будучи уже зрелым мужем и одной из знаковых фигур европейской политики. Сегодня, например, мы не задумываемся о том, почему на государственном флаге Греции запечатлены цвета баварского флага — белый и синий. В этом тоже просматривается Людвиг. Он был последовательным филэллином («другом греков») — так называли тех, кто поддерживал борьбу греческого народа за свержение турецкого ига.
В 1821 году кронпринц Людвиг пожертвовал повстанцам на Балканах полтора миллиона гульденов — колоссальную по тем временам сумму. Благодаря чему греческая революционная армия оказалась хорошо вооруженной и сумела прогнать оккупантов. Османская империя признала независимость Греции, чьим первым королем провозгласили сына Людвига, Отто фон Виттельсбаха. Участники Лондонской конференции 1832 года — Великобритания, Франция и Россия — вынуждены были признать столь парадоксальный маневр в строительстве греческой монархии.
Тем временем Людвиг, сам уже будучи монархом, уверенно привязывал «маленькую» (до поры до времени) Баварию к европейской системе координат. Превращал ее в ключевую европейскую державу.
Важным экономическим фактором для Европы было развитие торговли, упрощение способов доставки товаров и грузов. Созданный по инициативе Людвига Южнонемецкий таможенный союз спрямлял континентальные торговые маршруты.
Южнонемецкий таможенный союз был совместным «продуктом» двух королевств: Баварского и Вюртембергского. И стал важной ступенью к формированию Немецкого таможенного союза, в который включились уже два десятка государств, от Балтийского и Северного морей до Альп.
Принципиально новые возможности для европейской торговли открыл канал Дунай — Майн, построенный к середине сороковых годов XIX века. Пожалуй, это было самое грандиозное детище Людвига I. По каналу грузовые корабли могли следовать из Дуная в Рейн. Да что там, открылся грузовой и пассажирский маршрут от Черного моря в районе порта Констанца до Северного моря в районе Роттердама. Сухопутная Бавария стала «перекрестком» двух морей.
Строительство первой немецкой железной дороги (Нюрнберг — Фюрт, в 1835 году) — еще одна незабываемая веха. Людвиг распорядился начать ее планирование практически сразу же с пуском первой в мире железной дороги, между Стоктоном и Дарлингтоном в Англии.
Первый железнодорожный проект Людвига не стал последним: по его указаниям проложены железнодорожные магистрали на запад, от Людвигсхафена на Рейне до Бексбаха в Сааре, в результате чего образовался транспортный узел с промышленными районами Швейцарии, и по меридиональной оси Баварии, с севера на юг, от Хофа до Линдау.
Бавария известна на весь мир церковным барокко и дворцовым классицизмом. Дворцовое строительство развернул Людвиг — но отнюдь не для себя, а скорей для народа. Фельдхернхалле и Триумфальная арка в Мюнхене своим художественно-архитектурным совершенством привлекают туристов со всего света. Дворцовые комплексы Глиптотеки, Государственного античного собрания, Старой Пинакотеки стали художественными галереями мирового значения.
Величественное здание Баварской государственной библиотеки — действенный символ просвещения. Валгалла — зал славы выдающихся личностей, которым, в свою очередь, обязана своей славой немецкая культура. Вот такой был король-строитель. Ему удавалось думать о людях, а не только о себе.
И свободами он был озабочен не только личными. Еще в 1826 году Людвиг I отменил цензуру — в очередной раз обогнав всю Европу.
Справедливости ради следует отметить, что с началом революционных событий он цензуру восстановил. Что ему, в общем, простили. А вот «беса в ребро» простить не смогли.
Пик бидермайеровской эротики
Самое время рассказать о Лоле Монтес. В октябре 1846 года она исполняла на сцене Дворцового и Национального театра свой «Танец с пауками», сваливший с ног все мужское население Мюнхена.
Сюжет танца таков. «Бедной» девице, на которой надето много юбок, показалось, что в них забрались пауки. И вот под энергичную мелодию фанданго она сбрасывает юбку за юбкой, пытаясь вытряхнуть и раздавить пауков. Наконец спадает последняя юбка. Исполнительница являет публике свое «ниже пояса без ничего» (на самом деле затянутое в телесного цвета трико).
Сегодня об этом говорят как о пике бидермайеровской эротики (бидермайер — художественный стиль первой половины XIX века). А тогдашняя критика писала о «кенгуриных прыжках» танцовщицы. Таланта, видимо, у нее было немного. Но смелости —
Стриптиз на сцене дворцового театра — на это даже шестидесятилетний монарх повелся. Потерял голову. Забыв, что на ней корона. Потому потерял и корону.
Лола Монтес псевдоним. В действительности «испанку» звали Элизабет Гилберт, она была родом из графства Слайго на севере Ирландии, из захудалого дворянского рода. По роду деятельности (и по призванию) — авантюристка, объездившая много стран, от Индии до Америки.
В двадцатидвухлетнем возрасте, уже успев побывать замужем и развестись, она приехала в Испанию. Посмотрев, как танцуют местные женщины и кое-что переняв, она нагрянула в Лондон, выдавая себя за «танцовщицу из Севильи Марию де лос Долорес Поррис и Монтес». Несмотря на пышный набор имен ее быстро разоблачили как мошенницу и выдворили из британской столицы.
На этом, однако, не завершились ее похождения в европейском полусвете. Откровенные танцы перемежались с откровенными закулисными «сценами».
Публичный роман
И вот дошла очередь до Людвига I. Ему не удалось сохранить в тайне роман с Лолой Монтес. Роман стал публичным и жутко скандальным.
Растаявший монарх подарил любовнице шикарную виллу в Мюнхене, титул графини фон Ландсфельд и сумасшедшую денежную ренту.
Разумеется, баварцы реагировали с громким негодованием. Между прочим, основная «ярость масс» поднялась, когда король предоставил авантюристке баварское гражданство. В знак протеста министр иностранных дел Карл фон Абель подал в отставку. От Людвига отшатнулись и другие сторонники.
А Лола-Элизабет, как нарочно, провоцировала все новые скандалы. Дабы упрочить свое положение в обществе, она записалась в одно из мюнхенских студенческих обществ — Корпус Палатиа. Ей нравилось разгуливать в окружении свиты студентов, с их шпагами (так тогда полагалось) и задиристым духом. С одним из активистов корпуса, студентом Пайсснером, у нее, как утверждают, была любовная связь — при том, что и разгоряченный король навещал ее каждый день.
Попытка заполучить студентов на роль пажей привела к ссорам и дракам между сообществами. Нападение на саму Лолу, прогуливавшуюся по Театинерплац, — характерный эпизод смутного времени.
Что привело к еще большим беспорядкам. Университет
Ради согласия с подданными Людвиг I издал историческую Мартовскую прокламацию с гарантиями гражданских свобод и избрания органов представительской власти. Реализация программы, заложенной в этом документе, превратила Баварию в конституционную монархию.
Но это было уже после Людвига. Поняв, что народ его разлюбил, король отрекся от престола в пользу своего старшего сына Максимилиана. Вот так и получилось, что Людвиг I остался в истории как последний в Баварии абсолютный монарх. А Максимилиан II стараниями отрекшегося отца стал первым правителем в рамках конституционной монархии.
Любит — не любит
Народ разлюбил — это еще полбеды. Оставшись «не удел», Людвиг убедился, что и Лола его разлюбила. А скорей всего, не любила никогда. Он продолжал обеспечивать ее деньгами. По некоторым данным, с 1846 по 1850 год Лола получила около 160 тысяч гульденов. Было чем «прикрыть зад», засвеченный в танце.
Узнав об отношениях Лолы с Пайсснером, король быстро к ней охладел. Некоторое время они переписывались, но и почтовый роман вскоре заглох.
Лола вернулась в Лондон и спешно вышла замуж за молодого офицера. Но поскольку в это время был жив первый муж, ее привлекли к суду за двоемужество и выслали из Англии. Последовали новые танцевальные гастроли во Франции и Бельгии — но уже без особого успеха.
Следующие творческие вспышки — за океаном, в Нью-Йорке, в бродвейском ревю «Лола Монтес в Баварии», где она играла саму себя. Гастроли в Калифорнии, в Австралии (тоже малоуспешные), очередное замужество. Апоплексический удар. И в финале — смерть от воспаления легких, в 1860 году.
А старый экс-король Людвиг умер в Ницце, пережив свою ветреную «несудьбу» на восемь лет.
Гаджеты Людвига II: баварский король был фанатом высоких технологий
Завершена реставрация знаменитой кареты Людвига II: фантастически навороченный экипаж можно снова увидеть во дворце Нимфенбург в Мюнхене. Революционные решения, примененные в конструкции кареты, — одно из свидетельств технической продвинутости сказочного короля, любимца всей Баварии, которого, впрочем, при жизни считали сумасшедшим. Рассказываем о наиболее значимых техно-инновациях Людвига и его гаджетах, которым более 130 лет. Читать полностью →
Читайте также:
- Великие немцы — кто они? | Видео
- Екатерина II — женщина, делавшая историю | Видео
- Из Берлина в Ганновер, или История одной встречи
Пассау