Как, когда и зачем в Германии пьют огненную воду
Каминные щипцы с градусом
Feuerzange — это каминные щипцы. Bowle — это то, что в России принято называть нерусским словом крюшон: прохладительный напиток из вина, фруктовых соков и фруктов. Чашу, в которой смешивают напиток, тоже именуют Bowle.
Соединяем все слова в одно и получаем Feuerzangebowle — горячий пунш, который пьют на Рождество с соблюдением всех затейливых правил приготовления. Пьют в кругу семьи, причем чарку получает и стар и млад.
«В десять часов вечера папа зажег фойерцангенболе, его пили из стаканов, покрытых лубяными корзиночками, чтобы не обжигать пальцы», — пишет современный немецкий автор Герхард Хеншель (Gerhard Henschel) в своем «Романе о детстве» («Kindheitsroman»). Герою книги всего двенадцать лет, а его сестре Вибке, тоже сидящей за столом, восемь. Отсюда добавление: «Для Вибке и меня мама купила фанту, но мне было разрешено отпить из маминого стакана».
То, что Хеншель дозволил своему герою в детстве, Лев Толстой перенес из книги «Детство» минуя «Отрочество» в «Юность». Российский аналог Feuerzangenbowle — пунш с названием жженка, услада буйных гусар и студентов. «В висках у меня стучало, огонь казался багровым, кругом меня все кричало и смеялось», — так описывает свое состояние выпивший пару стаканов жженки Николенька Иртеньев в «Юности».
А щипцы зачем?
Каминные щипцы Feuerzange — это не те настоящие щипцы, которыми измельчают куски угля. Этот инструмент на деле напоминает собой лопаточку удлиненной формы, которую используют для перекладывания углей в камине, чтобы они лучше разгорались. И для приготовления Feuerzangebowle: ими сподручно соединять жженый сахар с разогретым вином, ведь старая немецкая традиция предписывает пить пунш у камина.
Щипцы приспособили в качестве упора для сахарной головы — важного компонента в приготовлении «каминного пунша». Сахарная голова стабильно размещается в продольном желобке инструмента. Его кладут на края чаши-боле с подогретым вином. Сахарную голову поливают ромом до полной пропитки и поджигают, и тогда расплавленный сахар вместе с ромом стекает в вино.
Гурману на заметку
Вино для Feuerzangenbowle должно быть темным, густым, терпким. Есть, конечно, вариант пунша на основе белого вина, к которому добавляют сухой шерри. Но это на любителя. В классическом исполнении используют только сухое красное вино, которое сдабривают специями (гвоздика, палочки корицы, звездочки аниса, стружки лимонных и апельсиновых корок). Иногда к вину добавляют лимонный или апельсиновый сок, апельсиновый или вишневый ликер, даже черный чай.
Сахарную голову поливают коричневым ромом. А для белого пунша берут белый ром или арак (крепкий напиток, ароматизированный анисом). Классическое соотношение: 0,35 л рома на сахарную голову (250 г). Вина — один-два литра.
Ром (крепкий, от 54 градусов) нужно время от времени добавлять, но не из бутылки (чтобы не вспыхнуло), а поливать им сахар с помощью специальной ложки с длинной ручкой.
Вино в чаше следует держать на подогреве. Подогревать можно прямо на столе, «чайными» свечами. Поджигать голову, когда температура вина достигла 70 градусов. У этой границы и поддерживать, и пить.
Кстати, в предрождественские дни в Германии можно запросто купить все инструменты для Feuerzangenbowle: подставку-решетку для чаши, ложку для полива, фигурную пластину для сахарной головы, изображающую каминные щипцы. Продаются также и сахарные головы (Zuckerhut für Feuerzangenbowle).
Камин не роскошь. Роскошь — общение
На некоторых рождественских базарах можно увидеть гигантские чаши для Feuerzangenbowle с пылающими наверху глыбами сахара. Рекордсмен в этом смысле Мюнхен, где у Изарских ворот (Isartor) палят жженку в огромном котле на девять тонн вина. Похожие аттракционы бывают в Нюрнберге, в Кельне, в австрийском Граце.
Но вообще Feuerzangenbowle — домашний напиток. Его принято готовить всей семьей, чтобы потом неспешно попивать у камина и общаться.
Под пунш принято рассказывать всякие истории. Например, о привидениях. Традиция рождественских историй о привидениях напрямую связана с такими посиделками перед мерцающим огнем. Хрестоматийный рассказ «У камина», написанный Теодором Штормом (Theodor Storm) еще в XIX веке, прямо так и начинается: «Я расскажу вам историю о привидениях. Да, юные дамы, можете хлопать в ладоши!» Автор объясняет: тема привидений носится в воздухе, стоит только прислушаться, как снаружи ветер треплет ели.
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
Есть немало «кочевых» сюжетов, специально приберегаемых для подобных застолий. Например, история человека, заблудившегося в зимнем лесу. Продирается он сквозь чащу, а впереди огонек. Думает: «Ура, я спасен! Там костер, люди». Подходит ближе и видит, что у костра расселись в кружок… снеговики. Они греются, а у человека мороз по коже.
Истории о привидениях неизменно дополнялись вполне жизненными сюжетами. Главное, чтобы о
Читайте также:
- Немецкая кухня: Глинтвейн — бодрящий дух Рождества
- Миллион изюминок, или Сладкого вам Рождества!
- Миллион изюминок, или Сладкого вам Рождества! Часть 2
Пассау