Пиво в законе: соблюдаются ли в Германии принятые 500 лет назад нормы пивоварения
«Мы правим, заявляем и требуем вместе с советом нашей земли, чтобы с этих пор и повсюду в герцогстве Бавария, во всех наших городах, на рынках и на селе ничего более не использовалось для любого пива кроме ячменя, хмеля и воды…»
Так в 1516 году повелел баварский герцог Вильгельм IV. И с тех пор, вот уже 500 лет, «Закон о чистоте» (нем. das Reinheitsgebot) гарантирует высочайшую репутацию немецкого пива во всем мире. К тому же немецкие пивовары никогда не видели такого уровня продаж, как в первой половине 2016 года. Объем экспорта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился почти на десять процентов и составил 9 млн. гектолитров.
Пятисотый юбилей первого «пивного» закона стал для создателей программы ZDF Zeit отличным поводом более внимательно взглянуть на то, из чего же делают современное немецкое пиво. Ведущий программы Нельсон Мюллер (Nelson Müller) задался вопросами: оправдана популярность немецкого пива? Соблюдается ли закон о чистоте? И вот что ему удалось выяснить.
Сначала произошел традиционный для этой программы «налёт» на магазины разного уровня: дискаунтеры, АЗС и специализированные магазины спиртных напитков. И тут обнаружилось, что везде — от гипермаркетов до маленьких ночных лавок представлены примерно одни и те же сорта и марки пива. А где же пивное разнообразие, которое, казалось бы, должно быть в Германии?
В стране, где на 1388 немецких пивоварен приходится более 6000 различных марок напитка, на прилавках супермаркетов представлены всего лишь несколько сотен. Почему? Да потому что более 60% рынка находятся в руках нескольких крупных пивоваренных заводов, за которыми стоят глобальные пивоваренные концерны, такие как, например, Anheuser Busch (производит марки Becks, Franziskaner, Hasseröder).
По объемам продаж сегодня в Германии первое место занимает пиво Krombacher с 5,49 млн. гектолитров.
А как же вкус отобранных для программы сортов пива? Отвечает ли он предпочтениям немцев?
В качестве истинных ценителей и лучших дегустаторов были выбраны жители общины Эффельтрих (Effeltrich), расположенной в Верхней Франконии. Этому региону поручили такое важное мероприятие неспроста. Именно там живут самые знатные «пивоманы» — на душу населения приходится около 280 литров пива в год, когда в остальной Германии эта цифра едва достигает 106 литров на человека.
Однако и тут зрителей ожидал большой сюрприз. Опытные любители пива не смогли отличить самый популярный в Германии сорт Krombacher Pils от пива других крупных корпораций и местных пивоваренных заводов. Среди многих разновидностей напитка дегустаторы также не смогли определить, что пробуют — дешевое пиво из дискаунтеров или дорогостоящее из специализированных магазинов. Да что там — многие дегустаторы даже не смогли отличить безалкогольное пиво от напитка с градусом!
Любопытный результат испытания пришел и из лаборатории. Химик Ульрих Неринг (Ulrich Nehring) проверил пиво на качество сусла (неперебродивший отвар крахмалистых и сахаристых веществ, из которого изготавливают пиво. — ЖБ) и так называемых «горьких единиц» (англ. IBU, International Bitterness Unit. — ЖБ) и пришел к выводу, что немецкие марки пенного напитка почти не отличаются друг от друга по этим показателям.
А если и есть отличия в сортах, то благодаря «вспомогательным веществам», используемых при пивоварении. Ведь помимо «законных» хмеля, солода и воды, в пиво часто добавляют сахар, подсластители, красители и прочие добавки типа ароматизаторов с нотками бузины, черники, ананаса или цитрусовых.
Существуют и другие секреты того, как сделать пиво вкуснее. Тут важен, например, даже выбор правильного стекла для бутылки. Однако телевизионщики доказали главное — «Закон о чистоте пива» сегодня в Германии больше романтика, чем реальность.
Постоянная борьба за покупателя отражается и на цене пива. Настоящая ценовая война разворачивается в дискаунтерах. Там пиво продается от 30 центов за бутылку. Так что выпить пивка в Германии иногда даже дешевле, чем попить водички.
По сравнению с 2006 годом цены на пиво выросли незначительно, несмотря на то, что сырьевые затраты значительно увеличились. Конкуренция на рынке пива безжалостна.
В погоне за покупателем производители стараются использовать всё более и более дешевые ингредиенты, что не может не сказываться на вкусе напитка. Но должен же быть этому предел, какой то плинтус, ниже которого только вода из крана. Поэтому, как справедливо заключил телеведущий Нельсон Мюллер, пиво должно стоить больше.
И последний пункт, который Мюллер решил осветить в своей программе — связь пива и лишнего веса. Действительно ли напиток повинен в образовании пивного живота? Последний, к слову, многие немцы часто считают вовсе не недостатком, а достоинством, недаром в Германии ежегодно проводится конкурс на самый-самый пивной живот.
Для тех, кто действительно считает себя любителем пива, есть хорошие новости: само пиво не делает нас толще. Стакан напитка содержит в себе вполовину меньше калорий чем, например, стакан молока. Откуда тогда пивной живот, спросите вы?
Диетолог, к которому обратилась программа, объяснил данный феномен: пиво повышает аппетит — особенно на голодный желудок. Это, в свою очередь, способствует лишнему весу. Если только вы не сбалансируете потребление калорий с достаточным количеством движения. В любом случае наслаждаться прекрасным солодовым напитком вы должны в меру. Иначе не только потеряете фигуру, но и повредите печень, сердце, мозг, и нервную систему — ведь пиво это алкоголь, и забывать об этом не стоит.
Читайте также:
- «Баварское» пиво и велосипеды с доставкой на дом: чем знаменит ганзейский город Айнбек
- В Берлине хотят запретить «пивосипеды»
- Фолькспиво Guinneß
Санкт-Петербург