Чьи яйца крепче? Выясняем на примере пасхальных игрищ: яйцебокса, кончикзада и других

Прежде чем чем съесть крашеные пасхальные яйца, ими еще нужно побиться — выяснить, чье крепче. Обычай такого битья распространен не меньше, чем яйцекрашение. В Германии с давних пор проводятся даже соревнования по биткам. Журналист Елена Шлегель разобралась в самых интересных и необычных фактах этой «боевой» традиции.

Блюдо или корзиночка с крашеными яйцами — непременный атрибут праздничного стола. Во времена моего детства в Советском Союзе Пасха была запрещена. Во всяком случае, официально не признавалась. Но домашние обычаи сохранялись: сели за стол, выбрали по яйцу и давай стукаться.

Конечно, у проигравших не отбирали яйца, хотя исконные правила требуют: проиграл — отдай. Таким образом в старину обладатель самого крепкого яйца становился и владельцем несметного числа битых, взятых у неудачливых соперников. Счастливчики объедались яйцами, отчего, между прочим, могли тяжело заболеть.

Но страсти не затихали: битье яиц стало народным пасхальным спортом во многих немецких городах.

Собственно, обычай широко распространен в христианских странах, от Швеции до Балкан, от Швейцарии до России. В Германии его называют Ostereiertitschen — так сказать, «тюканье пасхальными яйцами». Можно услышать другие названия, вплоть до яичного бокса (Ostereierboxen). Да к тому же в различных городах и землях звучат собственные, диалектные словечки.


Пасхальные игры. C. Röhling. «Die Gartenlaube», 1880 год. Изображение: Википедия

Какая разница между Oabecka и «кончиками-задницами»?

Не знаете? Объясню: никакой разницы нет. В обоих случаях имеются в виду яичные битки, только на языке разных немецкоязычных территорий. Oabecka — нижнебаварская вариация слова Eierpicken («пробивание яиц»). А в Вюртемберге говорят: Spitzarschen. Это целый художественный образ: «побиться кончиками и задницами». Но конечно, имеются в виду не ягодицы и иные «выступающие части тела», а острые и тупые концы яиц.

Это, кстати, вопрос: какими концами биться? В разных местах разные правила. Например, в Кельне, где соревнования по биткам документально зафиксированы с 1810 года, различают три вида боев: Spitzen (острыми концами), Aasch (тупыми «задницами») и Huddeln (боками).

Старый порядок, по которому победитель забирает яйцо побежденного, в Кельне уже не актуален. Каждый остается «при своих». Зато весьма популярными стали командные соревнования: мальчики против девочек.

В Миттертайхе (баварский Верхний Пфальц) действуют комбинированные правила: Spitz auf Spitz — Ruck auf Ruck («острие об острие — зад о зад»). То есть стукнуться надо обоими концами. Побеждает тот, чье яйцо после обоих ударов остается целым. Если треснули оба яйца, то назначается третий удар — боками. Он и решает исход поединка.

Проигравший выбывает, победитель бьется дальше. К началу состязаний в Миттертайхе заявляются обычно более полусотни человек. Бои продолжаются до тех пор, пока не останется последняя пара прошедших все предыдущие «раунды» и располагающих хотя бы одним целым яйцом.

Аналогичные правила действуют более двухсот лет и в южнобаварском Лейткирхе, где ежегодно в Пасху проходит «яичная ярмарка» с боями.



«Яйца грабеже»

И всюду действует еще одно незыблемое правило: финальный победитель обязан принародно съесть свое неразбиваемое яйцо. В доказательство того, что он бился именно яйцом, а не имитацией.

Подделки пасхальных яиц — давний промысел, куда более старинный, чем ювелирный дом Фаберже. В качестве «неубиваемых» применялись деревянные или мраморные яйца. Но их легко отличить на ощупь. Поэтому изобретались более искусные подделки: гипсовые, даже цементные яйца, чья убойная начинка заливалась в жидком состоянии в скорлупу выдутого яйца и отвердевала в ней. На ощупь — та же яичная скорлупа, но попробуй ее разбей!

Впрочем, такие подделки тяжелей натурального яйца. Особо ловкие «яичные грабители» научились изготавливать так называемые пековые яйца. Это тоже скорлупа выдутого яйца, в которую заливают пек — смолу, образующуюся при перегонке дегтя. Смола застывает в скорлупе, на ощупь и на вес — натуральное яйцо. Но твердое, не хуже цемента.

А если бои проводятся честно — от чего зависит победа? От везения?

Читайте также
Пасхальный Дед Мороз — почему в Германии им стал заяц?

Дети в Германии твердо знают, что крашеные яйца на Пасху приносят зайцы. Зайцы же и красят эти яйца, и прячут их, чтобы дети поиграли в праздничный поиск яиц — Eiersuche. Почему роль дароносца досталась зайцу? И его дальнему родственнику кролику? Почему ушастые фигурки стали пасхальным символом? Почему излюбленные пасхальные лакомства в Германии — шоколадные зайцы? Читать полностью →

Яичная математика

Ученые подсчитали, что яичная скорлупа выдерживает нагрузку 4,5 килограмма на квадратный сантиметр. Однако прочность конкретных яиц неодинаковая. Зависит от варки (чем круче, тем крепче), от кормежки снесшей курицы (чем больше протеина в корме, тем толще будет скорлупа) и даже от возраста несушки (чем старше, тем скорлупа, наоборот, тоньше).

И очень многое зависит от мастерства «бойца». От умения ударить. Прямой удар сокрушительней, чем нанесенный под углом или вскользь. Так что пасхальные битки — это не только забава, но и истинный спорт (для тех, кто занимается этим делом всерьез).

Вот в Цюрихе не полагаются на везение — а только на точность прицела и верную руку.

Цвенцгерле по-цюрихски

Это трудно выговорить. Еще трудней победить в таком состязании. Конечно, если ты взрослый, а не ребенок. Дети выигрывают легко!

Zwänzgerle — старинный цюрихский спорт. Если вы не хотите в нем участвовать (непременно проиграете!), не появляйтесь в пасхальный понедельник на Рюденплац в старом городе и под арками Старой ратуши на правом берегу Лиммата. Кстати, и в других городах яичные бои проводятся именно в пасхальный понедельник.

Ну а что происходит в Цюрихе? Дети и подростки подкатывают к взрослым с радостными возгласами: «Zwänzgerle?!» То есть: «Поиграем в двадцатничек?!» И протягивают крашеное яйцо на ладони.

Взрослый должен запулить в яйцо монетой в двадцать раппенов (швейцарская мелочь). От названия монеты (Zwanzigräppler) происходит и название игры. Если монета, пробив скорлупу, застрянет в яйце, то взрослый выиграл. Он берет себе яйцо. Если яйцо осталось целым — ребенок забирает монету.

В общем, смотрите не пробросайтесь. Пробить скорлупу монетой, да еще чтобы она осталась в яйце, чрезвычайно трудно. Тут, как говорится, двадцать лет учиться надо. А уклоняться от участия в Zwänzgerle не принято. Проще не светиться. Наблюдайте издали.

«Монетарный бой яиц» проводятся в Цюрихе с XVIII века. В середине прошлого века был долгий перерыв из-за войны. «Богатая Швейцария», как известно, не воевала, но проблемы с продовольствием ощущались и здесь. Яйца относились к разряду строго нормируемых продуктов, бить их стало неприлично.

Зато с 60-х годов Zwänzgerle возродились, да еще и с таким размахом!

Фото в анонсе: Berwis / pixelio.de


Читайте также:

Елена Шлегель

Старший редактор. Пассау


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс