От овса до киловатта: 150 лет берлинскому трамваю
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
Мощность первых трамваев была совсем небольшой — всего одна–две лошадиные силы. Для их поддержания тогда ещё требовался овёс, а не электричество. Настоящий же электрический трамвай, причём первый в мире (его изобрел тот самый Вернер фон Сименс), заменил конный через 16 лет, в 1881 году. Полная электрификация столичной трамвайной сети закончилась в самом начале XX века.
Расцвет трамвайной эпохи пришёлся на предкризисный 1929 год. По рельсам длиной 634 километра тогда «бегали» четыре тысячи зелёных трамваев 89 различных маршрутов. Война и последующий раздел Берлина резко изменили их судьбу. Трамвайная сеть стала быстро сокращаться, а в Западном Берлине они исчезли совсем — «несовременный» и недостаточно гибкий вид транспорта уступил место автомобилям и автобусам.
Тем не менее, сейчас берлинская трамвайная сеть — третья в мире по размеру после сетей Мельбурна и Санкт-Петербурга (по другим данным, четвёртая, а на третьем месте София). В немецкой столице 353 трамвая работают на 22 маршрутах общей протяжённостью 190 километров и перевозят за год почти 200 миллионов пассажиров.
За прошедшие годы сильно изменился и сам трамвай: не стало лошадей и вагонов для курильщиков, изменились цвет и форма, кабина водителя стала закрытой.
Полуторавековой юбилей отмечали с помпой: среди прочих торжеств провели День открытых дверей в главном трамвайном депо Лихтенберг, а по городу прошёл парад трамваев. Любой желающий мог прокатиться и на ультрасовременном Flexity-Bahn, выпущенном в этом году, и на стареньком, но отлично сохранившемся TW10 1903 года постройки, и ещё на дюжине представителей различных трамвайных эпох.
Фотографии Екатерины Савченко
Текст Николая Мясникова ■