Мартин Лютер: Жениться — не грех, грех — не жениться
Гроза над Европой
В начале XVI века все в Европе было полностью подчинено католической церкви. Она имела абсолютное влияние на все слои населения, владела третью всей земли континента, повсеместно собирала десятину, назначала и снимала королей. Одним словом, всесторонне использовала верховную власть над людьми, дарованную, в соответствии с догмами, ей и персонально ее главе — папе римскому — самим Богом.
Пользуясь монополией на знания, искажая и превратно толкуя Библию, умело играя на страхе вечных мук и надежде на спасение, священнослужители помогали феодалам управлять неграмотным и бесправным населением. Верхушка церкви, погрязшая в разврате и взяточничестве, ради сиюминутных выгод до неузнаваемости искажала христианское вероучение, прикрываясь торжественной, многословной и мало кому из простых смертных понятной риторикой на латинском языке.
Церковь изо всех сил защищала правящий класс и от набирающей силы буржуазии с ее гораздо более скептической и практической философией «выгоды здесь и сейчас», а не когда-нибудь потом, после смерти. Все немногочисленные попытки реформировать церковь, уменьшить ее мирское влияние и направить ее вновь исключительно в духовное русло оканчивались обвинением в ереси и костром для самых активных реформаторов.
Но случилось так, что однажды молодой студент, изучавший искусства и право, попал в сильную грозу. Молнии сверкали так близко, а гром был такой оглушительный, что до смерти перепуганный юноша дал обет Богу уйти в монахи и служить ему до конца жизни, если тот смилостивится над ним. Гроза благополучно закончилась, студент пришел в себя, но от клятвы не отказался. Вопреки воле родителей он оставил университет и постригся в монахи. Звали бывшего студента, а после послушника Августинского монастыря Мартин Лютер.
Виттенберг, известный также, как Город Лютера (нем. Lutherstadt Wittenberg) — небольшой городок в федеральной земле Саксония-Анхальт неподалеку от Лейпцига. Именно здесь, в одном из культурных и научных центров Германии XVI века, началась Реформация. Тут жили и работали Мартин Лютер, Филипп Меланхтон, Лукас Кранах-старший и многие другие важные фигуры своего времени. В знаменитом Виттенбергском университете учились и преподавали такие известные личности, как Джордано Бруно и Тихо Браге.
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
Святое проклятье
Приняв монашеский обет и став священником, Мартин Лютер в 1508 году отправился преподавать теологию в новый Виттенбергский университет. Пережитый им в юности священный ужас и искренняя вера в Бога заставляли его кропотливо и тщательно изучать Библию, всевозможные ее толкования, церковные догмы, обряды и обычаи.
Однажды молодой монах был по делам своего ордена в Риме и увидел, насколько противоречит реальная жизнь церковного руководства проповедуемым ею же принципам скромности и нестяжательства.
В конце концов Лютер пришел к выводу, что, вопреки утверждениям духовенства, из священных текстов совсем не следует, что церковь и ее служители являются необходимыми посредниками между людьми и Богом. Единственным путем спасения души является вера, дарованная человеку самим Господом. А задача священников — лишь направлять людей и быть для них примером истинных христиан. И, если уж на то пошло, столь «тяжкий» труд особ духовного сана в глазах Всевышнего по значимости своей ничем не отличается от занятий крестьянина, ремесленника или домохозяйки, в которых Господь Бог вложил и таланты, и способности.
31 октября 1517 года на двери Замковой церкви в Виттенберге Мартин Лютер вывесил свои «95 тезисов», в которых раскритиковал практику продажи индульгенций, эксклюзивное право римских пап отпускать грехи и, главное, призвал считать единственным источником христианских истин не церковь и ее функционеров, а Библию.
«Тезисы» Мартина Лютера вызвали крайне негативную реакцию в Риме. Сначала последовало требование отречься от них под угрозой обвинения в ереси. На это Лютер ответил:
«… Если я не буду убежден свидетельствами Священного Писания и ясными доводами разума — ибо я не признаю авторитета ни пап, ни соборов, поскольку они противоречат друг другу, — совесть моя Словом Божьим связана. Я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, потому что нехорошо и небезопасно поступать против совести. На сем стою и не могу иначе. Бог да поможет мне. Аминь
После этого он был предан анафеме. Папскую буллу об отлучении от церкви Мартин Лютер публично сжег в университетском дворе. А ему самому избежать костра удалось лишь чудом. Большая часть немецких князей и их подданных, уставших от церковных поборов и давления Рима, охотно восприняли новые идеи. В церкви начался раскол, и Европа погрузилась в религиозные распри и войны на сто с лишним лет.
Сам же Мартин Лютер был человеком хоть и принципиальным, но совершенно мирным, наивно мечтавшим о добровольной реформе христианства. Потому войны он категорически осудил и отошел от активной проповеднической деятельности. Он занялся тем, что стало делом всей его жизни — переводом Священного Писания на немецкий язык, благодаря которому, помимо всего прочего, впервые утвердились нормы единого немецкого языка.
Идея превратить день свадьбы Мартина Лютера и Катарины фон Бора в большой городской праздник появилась в 1993 году, когда отмечалось 700-летие получения Виттенбергом статуса города. Больше года шла подготовка к первому карнавалу. В результате возникло почти 30 клубов любителей истории, которые теперь обеспечивают праздник всеми необходимыми декорациями, инвентарем, костюмами и актерами. За первым историческим шествием наблюдало 50 000 зрителей. Сейчас количество гостей переваливает за 100 000.
Фургон монашек-девственниц, мечтающих выйти замуж
Став монахом, Мартин Лютер много размышлял об обете безбрачия. Рассуждая о вопросе сохранения непорочности, он пришел к неожиданному выводу: брак является состоянием более чистым, нежели монашество. Ведь людей, отказавшихся от плотских утех, постоянно терзает блудное желание, погружая их мыслями в грех.
В своих ранних работах Лютер определяет единственное назначение брака: это лекарство от греха. Позднее ему пришлось несколько пересмотреть свою точку зрения и дополнить ее. Дело в том, что самым красноречивым подтверждением принципов Мартина Лютера стала его собственная, неожиданная и для него самого женитьба. И вот как это получилось.
Идеи новой евангелической церкви захлестнули Германию. Из монастырей сотнями и тысячами уходили монахи и монахини. Многие из них, приняв новую веру и не зная, как поступать далее, обращались за советом к Лютеру. Однажды реформатор взялся сам организовать побег дюжины монашек. Поступок был дерзкий и опасный — за такое в то время карали смертной казнью. Тем не менее, Лютер вышел сухим из воды. Монахини были вывезены из монастыря в пустых бочках
«Только что в город прибыл полный фургон монашек-девственниц, и все они больше всего на свете мечтают выйти замуж. Так дарует же им Бог мужей, иначе дело будет худо…»
Постепенно Лютер подыскал всем бывшим сестрам христовым по мужу, за исключением одной. Катарина фон Бора спустя два года после бегства все еще продолжала заниматься домашним хозяйством своего спасителя и мечтать о замужестве. Лютер в конце концов нашел и для нее подходящего жениха, своего знакомого доктора Епатца, но она о нем и слышать не хотела. 26-летняя Катарина мечтала выйти замуж за самого Лютера, которому к тому времени было уже сорок два года.
А предмет вожделений беглой монашки не задумывался над этим предложением всерьез, пока не отправился домой навестить родителей. Те, надеясь на продолжение рода, сочли невесту вполне достойной. Там же, дома у родителей, Мартин Лютер понял, что, женившись, он не только узаконит статус Катарины, но и засвидетельствует свою веру. Впоследствии он говорил:
«Я женился чтобы доставить удовольствие своему отцу, чтобы позлить папу и дьявола и чтобы запечатлеть свое свидетельство перед мученической смертью».
13 июня 1525 года состоялась публичная помолвка Мартина Лютера и Катарины фон Бора, а через две недели – и сама свадьба. В глазах закона монах и монахиня стали супругами. Из приглашения на свадьбу:
«Несомненно, до вас дошли слухи о моей женитьбе. Мне самому трудно в это поверить, но доказательства тому слишком весомы. Свадьба состоится в следующий четверг в присутствии моих родителей. Надеюсь, что вы сможете приехать».
Карнавал начинается с того, что, как и сказано в исторической литературе, семья художника Кранаха-старшего сопровождает Катарину фон Бора от своего дома к дому Мартина Лютера. Одновременно друзья жениха, веселясь и дурачась, ведут туда же и самого Лютера. Затем молодые во главе красочного шествия из 2 тысяч гостей «свадьбы» идут через весь старый город к ратуше, где в их честь устраивается большой праздничный обед. Надо отметить, что, к примеру, в роли бургомистра Виттенберга 1525 года выступает бургомистр города 2015 года, а среди гостей торжества присутствуют главы многих окрестных городов, политические, культурные и религиозные деятели.
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
Kinder, Küche, Kirche
Очень скоро Лютер-муж обнаружил, что ему приходится считаться с потребностями, пожеланиями и привычками своей жены. И даже иногда шутливо называл ее не Кати, а Kette (нем. цепь).
«В первый год семейной жизни ко многому надобно привыкнуть. Просыпаешься утром и видишь на подушке пару косичек, которых там раньше не было».
Лютер всегда был очень расточительным хозяином: «Я не могу себе позволить прослыть скрягой». Его пожертвования были настолько щедры, что банкир и по совместительству друг Мартина Лукас Кранах нередко отказывался оплачивать его огромные чеки.
Вести хозяйство такого человека было непростой задачей. Катарине приходилось не только постоянно спасать невеликие семейные сбережения, но и заниматься садом и огородом, ухаживать за животными и птицей, и даже самой забивать скот. Она разводила рыбу в пруду и варила пиво, которым, кстати, наряду с массажем и припарками лечила супруга от его многочисленных болезней.
Прожив в браке год, Лютер говорил своим друзьям: «Моя Кати так любезна и так старается угодить мне, что я не променял бы свою нищету на все богатства Креза».
Затем начали появляться дети. Когда родилась первая дочь, счастливый отец написал ее будущей крестной матери:
«Любезная госпожа! Нас с моей женой Кати Господь одарил маленькой язычницей. Выражаем надежду, что вы не откажетесь быть ее духовной матерью и поможете малышке стать христианкой».
Всего в семье монаха и монахини родилось шестеро своих детей и еще четверых осиротевших детей родственников они вырастили и воспитали, как собственных.
Ежегодные торжества обычно проходят в первой половине июня. На все три дня, с пятницы по воскресенье, город превращается в большую, веселую средневековую ярмарку. Городской рынок, дворы отлично сохранившихся домов Кранаха, Лютера и Вебера, ремесленный, гостиный и замковый дворы полны рыцарей и оруженосцев, монахов и монахинь, торговцев и ремесленников, шутов и фокусников. Везде играет старинная музыка, дымятся костры, на которых целиком зажаривают поросят и барашков, на каждом шагу вам охотно нальют свежее вишневое пиво или крепкое медовое вино.
Dir lieb und treu
Как и у любых супругов, у Лютеров происходили семейные ссоры. После одной из них Мартин написал:
«Боже мой, — эта семейная жизнь — одни лишь неприятности! Адам испортил нашу природу. Подумайте только, сколько ссор довелось пережить им с Евой за девятьсот лет семейной жизни! Ева, наверное, вечно попрекала Адама: «Ты ведь
яблоко-то съел». — А тот отвечал: «А дала его мне — ты».
В своих поздних работах, написанных после женитьбы, Мартин Лютер уже не рассматривает брак, как простое спасение от плотского грехопадения, но как серьезную школу характера, тяжелый путь формирования личности.
При всем своем практическом подходе к семье Лютер не исключал из нее и любовь.
Все свои письма к Катарине Мартин Лютер заканчивал словами: «Любящий тебя и преданный тебе» (нем. Dir lieb und treu).
Желающих посмотреть и принять участие в празднике обычно так много, что по всем транспортным направлениям пускают дополнительные поезда и автобусы. Десятки тысяч гостей съезжаются на эти гуляния со всей Германии и
Даты следующих празднеств:
- 12–14 июня 2015 г. (карнавал в субботу, 13 июня 2015 г.)
- 10–12 июня 2016 г. (карнавал в субботу, 11 июня 2016 г.)
- 09–11 июня 2017 г. (500-летие Реформации!)
Текст Николая Мясникова
Фотографии Николая Мясникова и Оли Мишаревой ■
Ссылки:
- Сайт города Лютерштадт-Виттенберг.
- Сайт карнавала в честь свадьбы Мартина Лютера и Катарины фон Бора.
- Роланд Бейнтон. На сем стою. Жизнь Мартина Лютера.
Директор проекта и издатель. Берлин
Вот ммдя… жениться, чтоб кого-то позлить, — худшего повода и не придумать…
Это всего лишь одна из трёх причин.