Авиа-шоу ILA 2010

В прошедшее воскресенье завершилось авиа-шоу ILA 2010. Появившийся на свет в 1909 году старожил разменял одиннадцатый десяток. Возраст более чем почтенный, но старичок не растерял былой прыти и всё ещё способен удивлять и радовать своих гостей.

Junkers Ju52 на авиа-шоу ILA 2010

До этого ни на каких авиа-шоу мне бывать не доводилось, а потому было очень любопытно, как оно там на самом деле. Зная, что гвоздём программы выступает новый аэробус А380 (самый большой пассажирский самолёт в мире, между прочим) я придумал себе такой план: программа-минимум — посмотреть издалека на А380, программа-среднимум — посмотреть, как он летает, ну и программа-максимум — полетать вместе с ним. Забегая вперёд, скажу, что выполнил я два пункта из трёх — вполне неплохо. Но обо всём по-порядку.

Первое, что я понял, попав на территорию шоу, было то, что явился я совершенно неподготовленным.

Авиа-шоу ILA 2010

Мало того, что у меня пока нет длиннофокусного объектива, так я ещё и бинокль не догадался взять.

Авиа-шоу ILA 2010

А ещё я не догадался намазаться солнцезащитным кремом и немного обгорел, в отличие от ребят, пришедших на следующий день и промокших под дождём. Бывалые посетители, дабы не фотографировать одни живописные затылки сограждан на фоне самолётов, притащили с собой небольшие складные стремянки и стульчики.

Авиа-шоу ILA 2010

Первым делом я, конечно же, кинулся к атриставосьмидесятому, возвышавшемуся над окрестностями, как Килиманджаро над саванной.

Airbus A380 на авиа-шоу ILA 2010

Идти пришлось довольно далеко. Совсем как в горах: вроде вот она, прямо перед тобой стоит, протопаешь полдня, а она вроде как только дальше становится.

Пока я шёл, в воздух поднялся легендарный Messerschmitt Me 262 — первый серийный реактивный истребитель-бомбардировщик, который даже успел повоевать несколько месяцев в самом конце второй мировой войны.

Messerschmitt Me 262 на авиа-шоу ILA 2010

Уже тогда немцы немало понимали в дизайне. Смотрите, какой красавец:

Messerschmitt Me 262 на авиа-шоу ILA 2010

За ним взлетел гораздо более известный Messerschmitt Me 109, признаваемый многими экспертами одним из лучших истребителей второй мировой войны и уж точно лучшим в самом её начале.

Messerschmitt Me 109 на авиа-шоу ILA 2010

После приземления эту грозную легенду как-то совсем без пафоса протащили за хвост, как щенка, через всё лётное поле.

Messerschmitt Me 109 на авиа-шоу ILA 2010

А это уже современная боевая техника: вертолёт огневой поддержки Eurocopter Tiger.

Eurocopter Tiger на авиа-шоу ILA 2010

Обратите внимание на милую деталь под стеклом кабины.

Eurocopter Tiger на авиа-шоу ILA 2010

Известный коллекционер старых самолётов и по совместительству хозяин концерна Red Bull австриец Дитрих Матешиц привёз часть своей знаменитой коллекции.

Red Bull на авиа-шоу ILA 2010

Его люди постоянно рыщут по всему миру в поисках ещё сохранившихся летающих раритетов и запчастей к ним.

Red Bull на авиа-шоу ILA 2010

Говорят, что наиболее интересные экземпляры они добывают в Африке. Климат там, наверное, подходящий.

Red Bull на авиа-шоу ILA 2010

Были там и другие старинные экземпляры. Вот этот Douglas DC-3, например, оказал услугу фотографам, приютив их под своими тенистыми крыльями.

Douglas DC-3 на авиа-шоу ILA 2010

Или вот смешной малыш с флагом покойной ГДР на киле.

Авиа-шоу ILA 2010

На приколе стоял летающий катер Catalina PBY-5A.

Catalina PBY-5A на  авиа-шоу ILA 2010

Настоящий музейный экспонат — Waco YKS-6 Ikarus.

Waco YKS-6 Ikarus на  авиа-шоу ILA 2010

Не помню по какой причине, но этот Hawker Sea Fury Mistral не смог взлететь в тот день и его вместе с грустным лётчиком транспортировали в ангар.

Hawker Sea Fury Mistral на авиа-шоу ILA 2010

Когда я наконец добрался до А380, самолёт уже выруливал на взлётную полосу. Диктор на родном немецком, превосходном английском и отвратительном русском взахлёб рассказывал какой это замечательный самолёт: какой он тихий, какой экономичный (выгоднее микролитражки: 3 литра топлива на сто километров в расчёте на одного пассажира, если я правильно запомнил) и какой он вообще лучше всех. Шумовое поле (не знаю точного русского термина) у обычного самолёта похожего размера порядка 10-20 километров, а у этого не превышает двух. Реклама — есть реклама, подумал я. Но тут аэробус начал взлетать.

Airbus A380 на авиа-шоу ILA 2010

Его действительно практически не было слышно, а ведь мы стояли в какой-то сотне метров. Я, как человек, полжизни проживший ровнёхонько под взлётно-посадочной полосой большого аэропорта, просто не верил своим ушам.

Не пробежав и половины ожидаемого мной расстояния, самолёт легко оторвался от земли. И практически в ту же секунду вытворил такое, что челюсти всех присутствующих с дружным стуком попадали на асфальт: резко упав на правое крыло, аэробус круто взмыл в небо под таким жутким углом, будто это истребитель, стартующий с авианосца в сильнейший шторм.

Только секунд через двадцать народ смог ошарашено выдохнуть и сглотнуть слюну. Восторженный рёв толпы и шквал аплодисментов запросто заглушили шум двигателей удаляющегося гиганта. Большинство, в том числе и я, просто напросто забыли про фотокамеры. Да, я не сделал того самого главного снимка! Ну и ладно, будет повод пойти на следующее шоу через два года. Главное, я это видел! А вообще, диктор был прав, сказав, что такого никто, никогда и нигде не покажет, кроме как на аналогичном мероприятии, да и то не факт.

Airbus A380 на авиа-шоу ILA 2010

Развернувшись буквально на пятачке, самолёт вернулся к нам.

Airbus A380 на авиа-шоу ILA 2010

Снова развернувшись, он сделал вид, что заходит на посадку, но в последний момент уже перед самым касанием снова взмыл в воздух. Демонстрация некоего спасательного манёвра, как я понял.

Airbus A380 на авиа-шоу ILA 2010

Когда он всё-таки сел и лётчики показались на трапе, их приветствовали так, что Роллинг Стоунс и Битлз в лучшие свои годы позеленели бы от зависти.

Airbus A380 на авиа-шоу ILA 2010

Не могу удержаться, чтобы не показать ещё несколько фоточек этого красавца в разных ракурсах.

Airbus A380 на авиа-шоу ILA 2010 Airbus A380 на авиа-шоу ILA 2010 Airbus A380 на авиа-шоу ILA 2010

Затем для разрядки в воздух выпустили итальянскую пилотажную группу…

Авиа-шоу ILA 2010 Авиа-шоу ILA 2010 liveberlin-1488a-ila2010

В какой-то момент началась настоящая пылевая буря, которая попортила массу кадров, камер и настроения. Вот она — жёлтое пятно снизу в центре.

Авиа-шоу ILA 2010

Ведущий шоу время от времени начинал говорить по-русски. Например, он постоянно предупреждал о новых порывах бури, упорно называя её песочной метелью. Вот здесь тоже хорошо видно эту «метель».

Eurofighter на авиа-шоу ILA 2010

Американцы своеобычно привезли на шоу всё самое большое и летающее, что у них только было. Выставили охрану и заняли круговую оборону. Народ пускали исключительно в старенький турбовинтовой грузовик.

Авиа-шоу ILA 2010

Самые интересные экземпляры так и остались неосмотренными изнутри. Boeing B-1 Lancer.

Авиа-шоу ILA 2010

Boeing B-52 Stratofortress.

Авиа-шоу ILA 2010

А вот на этом баклажанчике почему-то написано «Дух Берлина». Наверное, летал в Темпельхоф во времена Стены.

Авиа-шоу ILA 2010

Lockheed C-5 Galaxy. С такого ракурса похож на акулу с раскрытой пастью, не правда ли?

Авиа-шоу ILA 2010

А сзади просвечивает насквозь.

Авиа-шоу ILA 2010

Немецкий бундесвер в отличие от заокеанских коллег напротив был очень открыт и дружелюбен.

Авиа-шоу ILA 2010

Внутри многих самолётов и вертолётов можно было посидеть и подёргать за разные интересные рукоятки…

Авиа-шоу ILA 2010

… а вежливые военные терпеливо объясняли, почему этого всё-таки не стоит делать.

Авиа-шоу ILA 2010

Не каждый день есть возможность посидеть в настоящем Торнадо.

Авиа-шоу ILA 2010

В натовский AWACS (самолёт радиообнаружения и наведения) стояла длиннющая очередь.

Авиа-шоу ILA 2010

В павильоне люфтваффе техники потихоньку разбирали Eurofighter. Интересный факт: на то, чтобы вытащить и снова установить один из двигателей еврофайтера нужно всего сорок минут. Даже проще некоторых лего.

Авиа-шоу ILA 2010

Здесь же стоял вертолётный тренажер. Лет двадцать назад, чтобы посидеть в таком десять минут, я бы с радостью отдал мизинец левой ноги.

Авиа-шоу ILA 2010

Сейчас этим уже никого не удивишь. Особенно таким простеньким.

Авиа-шоу ILA 2010

Какой-то «игрушечный» и нелетающий на вид броневичок. Как он попал на авиа-шоу, непонятно.

Авиа-шоу ILA 2010

Катапультное кресло. Кажется, из Торнадо.

Авиа-шоу ILA 2010

Беспилотный летательный аппарат Heron. А они, оказывается, заметно меньше, чем кажется по телевизору.

Авиа-шоу ILA 2010

Это не муха на объективе, это еврофайтер вдалеке.

Авиа-шоу ILA 2010

Он же, но уже вблизи.

Авиа-шоу ILA 2010

И совсем близко.

Авиа-шоу ILA 2010

F4-F Phantom. Кто бы мог подумать, эти ветераны ещё на службе, по крайней мере в Германии.

Авиа-шоу ILA 2010

Шведский SAAB производит не только страшненькие автомобили, но ещё и очень громкие боевые самолёты. Перед полётом этого JAS 39 Gripen ведущий специально предупреждал, чтобы поберегли уши. Некоторые на полном серьёзе затыкали их бумагой. Оказалось хоть и действительно громко, но вполне терпимо.

Авиа-шоу ILA 2010

Все желающие почувствовать себя настоящим полковником пилотом, могли здесь же прикупить себе аутентичный комбинезончик.

Авиа-шоу ILA 2010

Немцы не были бы немцами, если бы через секунду после официального окончания выставочного дня не кинулись бы к телевизорам смотреть матч чемпионата мира по футболу. А другие немцы (те, чей это стенд) тоже не были бы немцами, если бы не предоставили первым такую возможность. Кстати, если мне не изменяет память, то ведущий шоу в промежутках между полётами объявлял счёт игры и вообще держал народ в курсе.

liveberlin-1524-ila2010

О том, что авиа-шоу прошло более чем успешно говорит тот факт, что один только концерн Airbus получил заказов на 11 с лишним миллиардов евро, в том числе и на 32 аэробуса A380.

Ну всё, закругляюсь. К сожалению, за рамками этого и так безобразно длинного репортажа осталось очень много интересного. Поэтому в заключении просто порекомендую вам не пропустить следующее авиа-шоу ILA 2012, которое пройдёт под Берлином в аэропорту Шёнефельд (Schönefeld) с 12 по 17 июня 2012 года.

Updäte: по информации организаторов, авиа-шоу 2012 года перенесено на период с 11-го по 16-е сентября.

Николай Мясников

Николай Мясников

Директор проекта и издатель. Берлин


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс

Один комментарий