Авиа-шоу ILA 2010
В прошедшее воскресенье завершилось авиа-шоу ILA 2010. Появившийся на свет в 1909 году старожил разменял одиннадцатый десяток. Возраст более чем почтенный, но старичок не растерял былой прыти и всё ещё способен удивлять и радовать своих гостей.
До этого ни на каких авиа-шоу мне бывать не доводилось, а потому было очень любопытно, как оно там на самом деле. Зная, что гвоздём программы выступает новый аэробус А380 (самый большой пассажирский самолёт в мире, между прочим) я придумал себе такой план: программа-минимум — посмотреть издалека на А380, программа-среднимум — посмотреть, как он летает, ну и программа-максимум — полетать вместе с ним. Забегая вперёд, скажу, что выполнил я два пункта из трёх — вполне неплохо. Но обо всём
Первое, что я понял, попав на территорию шоу, было то, что явился я совершенно неподготовленным.
Мало того, что у меня пока нет длиннофокусного объектива, так я ещё и бинокль не догадался взять.
А ещё я не догадался намазаться солнцезащитным кремом и немного обгорел, в отличие от ребят, пришедших на следующий день и промокших под дождём. Бывалые посетители, дабы не фотографировать одни живописные затылки сограждан на фоне самолётов, притащили с собой небольшие складные стремянки и стульчики.
Первым делом я, конечно же, кинулся к атриставосьмидесятому, возвышавшемуся над окрестностями, как Килиманджаро над саванной.
Идти пришлось довольно далеко. Совсем как в горах: вроде вот она, прямо перед тобой стоит, протопаешь полдня, а она вроде как только дальше становится.
Пока я шёл, в воздух поднялся легендарный Messerschmitt Me 262 — первый серийный реактивный истребитель-бомбардировщик, который даже успел повоевать несколько месяцев в самом конце второй мировой войны.
Уже тогда немцы немало понимали в дизайне. Смотрите, какой красавец:
За ним взлетел гораздо более известный Messerschmitt Me 109, признаваемый многими экспертами одним из лучших истребителей второй мировой войны и уж точно лучшим в самом её начале.
После приземления эту грозную легенду
А это уже современная боевая техника: вертолёт огневой поддержки Eurocopter Tiger.
Обратите внимание на милую деталь под стеклом кабины.
Известный коллекционер старых самолётов и по совместительству хозяин концерна Red Bull австриец Дитрих Матешиц привёз часть своей знаменитой коллекции.
Его люди постоянно рыщут по всему миру в поисках ещё сохранившихся летающих раритетов и запчастей к ним.
Говорят, что наиболее интересные экземпляры они добывают в Африке. Климат там, наверное, подходящий.
Были там и другие старинные экземпляры. Вот этот Douglas DC-3, например, оказал услугу фотографам, приютив их под своими тенистыми крыльями.
Или вот смешной малыш с флагом покойной ГДР на киле.
На приколе стоял летающий катер Catalina PBY-5A.
Настоящий музейный экспонат — Waco YKS-6 Ikarus.
Не помню по какой причине, но этот Hawker Sea Fury Mistral не смог взлететь в тот день и его вместе с грустным лётчиком транспортировали в ангар.
Когда я наконец добрался до А380, самолёт уже выруливал на взлётную полосу. Диктор на родном немецком, превосходном английском и отвратительном русском взахлёб рассказывал какой это замечательный самолёт: какой он тихий, какой экономичный (выгоднее микролитражки: 3 литра топлива на сто километров в расчёте на одного пассажира, если я правильно запомнил) и какой он вообще лучше всех. Шумовое поле (не знаю точного русского термина) у обычного самолёта похожего размера порядка 10-20 километров, а у этого не превышает двух. Реклама — есть реклама, подумал я. Но тут аэробус начал взлетать.
Его действительно практически не было слышно, а ведь мы стояли в
Не пробежав и половины ожидаемого мной расстояния, самолёт легко оторвался от земли. И практически в ту же секунду вытворил такое, что челюсти всех присутствующих с дружным стуком попадали на асфальт: резко упав на правое крыло, аэробус круто взмыл в небо под таким жутким углом, будто это истребитель, стартующий с авианосца в сильнейший шторм.
Только секунд через двадцать народ смог ошарашено выдохнуть и сглотнуть слюну. Восторженный рёв толпы и шквал аплодисментов запросто заглушили шум двигателей удаляющегося гиганта. Большинство, в том числе и я, просто напросто забыли про фотокамеры. Да, я не сделал того самого главного снимка! Ну и ладно, будет повод пойти на следующее шоу через два года. Главное, я это видел! А вообще, диктор был прав, сказав, что такого никто, никогда и нигде не покажет, кроме как на аналогичном мероприятии, да и то не факт.
Развернувшись буквально на пятачке, самолёт вернулся к нам.
Снова развернувшись, он сделал вид, что заходит на посадку, но в последний момент уже перед самым касанием снова взмыл в воздух. Демонстрация некоего спасательного манёвра, как я понял.
Когда он всё-таки сел и лётчики показались на трапе, их приветствовали так, что Роллинг Стоунс и Битлз в лучшие свои годы позеленели бы от зависти.
Не могу удержаться, чтобы не показать ещё несколько фоточек этого красавца в разных ракурсах.
Затем для разрядки в воздух выпустили итальянскую пилотажную группу…
В
Ведущий шоу время от времени начинал говорить
Американцы своеобычно привезли на шоу всё самое большое и летающее, что у них только было. Выставили охрану и заняли круговую оборону. Народ пускали исключительно в старенький турбовинтовой грузовик.
Самые интересные экземпляры так и остались неосмотренными изнутри. Boeing B-1 Lancer.
Boeing B-52 Stratofortress.
А вот на этом баклажанчике
Lockheed C-5 Galaxy. С такого ракурса похож на акулу с раскрытой пастью, не правда ли?
А сзади просвечивает насквозь.
Немецкий бундесвер в отличие от заокеанских коллег напротив был очень открыт и дружелюбен.
Внутри многих самолётов и вертолётов можно было посидеть и подёргать за разные интересные рукоятки…
… а вежливые военные терпеливо объясняли, почему этого всё-таки не стоит делать.
Не каждый день есть возможность посидеть в настоящем Торнадо.
В натовский AWACS (самолёт радиообнаружения и наведения) стояла длиннющая очередь.
В павильоне люфтваффе техники потихоньку разбирали Eurofighter. Интересный факт: на то, чтобы вытащить и снова установить один из двигателей еврофайтера нужно всего сорок минут. Даже проще некоторых лего.
Здесь же стоял вертолётный тренажер. Лет двадцать назад, чтобы посидеть в таком десять минут, я бы с радостью отдал мизинец левой ноги.
Сейчас этим уже никого не удивишь. Особенно таким простеньким.
Катапультное кресло. Кажется, из Торнадо.
Беспилотный летательный аппарат Heron. А они, оказывается, заметно меньше, чем кажется по телевизору.
Это не муха на объективе, это еврофайтер вдалеке.
Он же, но уже вблизи.
И совсем близко.
F4-F Phantom. Кто бы мог подумать, эти ветераны ещё на службе, по крайней мере в Германии.
Шведский SAAB производит не только страшненькие автомобили, но ещё и очень громкие боевые самолёты. Перед полётом этого JAS 39 Gripen ведущий специально предупреждал, чтобы поберегли уши. Некоторые на полном серьёзе затыкали их бумагой. Оказалось хоть и действительно громко, но вполне терпимо.
Все желающие почувствовать себя настоящим полковником пилотом, могли здесь же прикупить себе аутентичный комбинезончик.
Немцы не были бы немцами, если бы через секунду после официального окончания выставочного дня не кинулись бы к телевизорам смотреть матч чемпионата мира по футболу. А другие немцы (те, чей это стенд) тоже не были бы немцами, если бы не предоставили первым такую возможность. Кстати, если мне не изменяет память, то ведущий шоу в промежутках между полётами объявлял счёт игры и вообще держал народ в курсе.
О том, что авиа-шоу прошло более чем успешно говорит тот факт, что один только концерн Airbus получил заказов на 11 с лишним миллиардов евро, в том числе и на 32 аэробуса A380.
Ну всё, закругляюсь. К сожалению, за рамками этого и так безобразно длинного репортажа осталось очень много интересного. Поэтому в заключении просто порекомендую вам не пропустить следующее авиа-шоу ILA 2012, которое пройдёт под Берлином в аэропорту Шёнефельд (Schönefeld) с 12 по 17 июня 2012 года.
Updäte: по информации организаторов, авиа-шоу 2012 года перенесено на период с 11-го по 16-е сентября.
Директор проекта и издатель. Берлин
Комментарии к ЖЖ-версии заметки »