Car2go… ор нот ту гоу

car2go logo

Несколько месяцев назад в городе стали всё чаще попадаться «Смарты» одной масти: белые с синим обрамлением и эмблемой некоего «car2go» по бортам. Само собой, заинтересовался. Оказалось, что это даймлеровский автомобильный вариант сотовых велосипедов Дойче Бана.

Идея проста и привлекательна: по всему городу расставлена тысяча двухместных автомобильчиков (столько их в Берлине, в других городах, думаю, поменьше). Если вам нужно куда-то ехать, находите глазами или с помощью программы в телефоне ближайший из них, садитесь и едете. Добравшись до места, паркуетесь и идёте по своим делам, выкинув машину из головы. Всё.

Выглядит очень вкусно, не правда ли? Никаких тебе забот о заправке, парковке, страховке, уходе, ремонте, техосмотре, замене масла, хулиганах, угонщиках и других приятных мелочах, знакомых любому счастливому автовладельцу. Сел, поехал, доехал, вышел, забыл. И цены, вроде, совсем не кусаются. Слишком уж хорошо, чтобы быть правдой. Конечно же, захотелось попробовать на себе. А вдруг, действительно всё так здорово. Если да, то степень свободы в нашем и без того довольно хорошо устроенном городе только вырастет.

Понятно, что для начала пришлось зарегистрироваться на сайте сервиса: car2go.com. Там всё совсем просто: паспортные данные, данные водительских прав и банковский счёт. Не кредитная карта, что было бы логичнее, а именно счёт в местном банке, причём такой, к которому выдаётся чип-карта.

Если всё заполнено верно, для вас резервируется специальная карточка. Чтобы её получить, нужно заехать к ним в офис. В Берлине это на улице Розы Люксембург 2. Все названные выше документы (аусвайс или паспорт, права и банковскую карту) нужно взять с собой — их проверят перед тем, как выдадут членскую карту. После этого с вашего счёта один раз спишут 9,90€ за регистрацию. А в качестве возмещения подарят 30 бесплатных минут.

Проделав эти несложные манипуляции, я решил не прыгать сразу в ближайший «Смарт», а дождаться подходящего случая, чтобы испытать сервис в реальных условиях. Случай не заставил себя ждать: буквально через день почтальон привёз две здоровенные посылки и, не застав меня дома, уволок их назад на почту — забирай теперь как хочешь. Вот и хорошо, ситуация очень жизненная и совсем не редкая в Германии.

Первая заминка случилась, когда хотел скачать приложение для своего телефона. Оказалось, официальный клиент есть только для айфона. Странно, ну да ладно. К счастью, всем миллионам андроедоводов не нужно идти стройными рядами лесом. В «гугл плее» имеется неофициальная, но довольно симпатичная и, что главное, вполне функциональная программа Find2Car, которая решает все проблемы с поиском «Смарта». Кстати, ссылка на эту софтину есть и на странице приложений самого car2go. А на худой конец в интернетах есть специально обученная страничка со всеми свободными в данный момент машинками.

Скачал, установил. Поблизости машин не обнаружилось, зато в нескольких автобусных остановках прямо напротив дома, где я раньше жил, их было целое скопление: аж шесть штук. Ладно, сел в автобус, поехал.

На месте всё снова оказалось просто. Под лобовым стеклом возле руля установлен прибор, который показывает, свободна ли машина. Если да, просто подносите карточку к нему, он несколько секунд раскидывает своими железными мозгами и разблокирует двери (если всё в порядке). Садитесь. Далее всё управление идёт через большой экран навигатора. Машинка первым делом поинтересуется, заметили ли вы какие-то повреждения снаружи и внутри неё. Затем, спросит, достаточно ли она чиста. Обязательно проверьте всё это, иначе расходы по ремонту и чистке могут лечь на вас.

За качество фоточек не взыщите: испытания проходили в условиях, приближенных к боевым, поэтому мою девочку с собой не брал. Всё инстаграмил телефоном.

Вынимаете ключ из ниши правее навигатора и вставляете в замок зажигания, расположенный совсем не справа от руля, как ожидаешь, а позади рычага коробки передач. Завелись, поехали. Коробка передач полуавтоматическая, т.е. скорости таки переключать надо, но не замысловатыми движениями обычных механических коробок, а простым толчком вперёд или назад. Не дёргайте рычаг на себя для повышения передачи, как это делал я поначалу — сказывалось детское увлечение лётными симуляторами — толкайте его вперёд.

Подъехал к почте, остановился. Когда вынимаешь ключ из зажигания, на экране появляется возможность выбрать либо прекращение аренды, либо временную остановку. В первом случае нужно вставить ключ в нишу, указать, что новых повреждений не было (если были, тоже что-то нужно будет сделать, но я пока не знаю, что именно), выйти и заблокировать автомобиль снова подержав карточку у прибора под лобовым стеклом. Если же вы хотите временно прервать поездку, а потом двинуть дальше, то просто забираете ключ с собой, закрыв им машину.

Мои довольно большие посылки на удивление легко поместились в малюсеньком багажнике «Смарта». Тут нужно сказать пару слов о крышке этого самого багажника. Когда пытаешься его открыть за ручку, что-то щёлкает внутри, но не открывается. Ох, совсем не сразу я заметил, что когда прикасаешься к ручке багажника, приоткрывается стекло задней двери. Нужно его поднять и уже потом, если надо опустить дверь, хотя «грузить апельсины бочках» можно и через эту форточку. Запомните и сэкономите себе несколько минут.

У своего дома я аккуратненько запарковался, имея в виду, смотаться на машинке куда-нибудь следующим утром. Вытаскиваю ключ из зажигания, жму на «закончить аренду», компьютер весело мигает своими лампочками и через минуту докладывает, что здесь оставлять его никак нельзя, он боится один оставаться на «необслуживаемой территории» и убедительно просит меня переставить его вместе со всей машиной куда-нибудь в другое место.

Высказав нахалу всё, что о нём думаю, я быстро затащил коробки домой и сел думать, куда девать железного болвана. Живу я совсем не у чёрта на рогах, но в стороне от большой дороги. Ладно, думаю, откачу мерзавца к отелю на оживлённой улице поблизости. Снова паркуюсь и снова упирается, говорит, что нельзя его оставлять вне этой его «обслуживаемой территории». Внимательно изучаю карту в навигаторе, но там ни малейшего намёка, где начинается и кончается эта их территория. Инструкцию я, понятно, наперёд не читал, ну нет у меня такой суперсилы. Решаю действовать методом проб и ошибок.

Не буду утомлять вас нудными подробностями, скажу только, что запарковаться удалось лишь через пол часа с пятой попытки и на том самом месте, где я эту машину взял. Сгоряча хотел даже совсем не лестный отчётец нашкорябать, но решил сначала разобраться.

Выяснилось, что на сайте есть таки ссылка на карту «обслуживаемой территории». Но она, не поверите, в PDF и совсем неважного качества. Вне центра города можно только примерно прикинуть, где получится оставить машину, а где нет. Временно прерывать аренду можно, правда, вообще везде. Мой родной Сименсштадт ни одной своей частью не попадает в обслужваемый район. И это при том, что это Сименсштадт! со всеми своими заводами, технопарками, штаб-квартирами и офисами крупных фирм, а также немалым количеством платёжеспособного населения. В общем, просто не повезло.

Ещё пара важных моментов:

Внутри обслуживаемой зоны машину можно оставлять везде, где не запрещена парковка. Причём, даже на платных стоянках, оплату которых перенимает на себе сервис! Не совсем понятно, как это осуществляется технически, но разберёмся по ходу дела. С парковкой там есть свои тонкости, рекомендую ознакомиться вот с этими правилами.

Если горючее заканчивается, вам предлагается заехать на заправку и пополнить его запасы. Расходы оплачиваются картой, прилагаемой к машине (лежит в нише над навигатором). На покрытие временных затрат, а также за то, что вы вообще берёте на себя сей труд, сервис дарит 20 бесплатных минут.

В завершении нашего импровизированного тест-драйва несколько слов о ценах:

(Updäte: с апреля 2013 некоторые цены изменились)

  • никаких абонентских отчислений;
  • 9,90€ 19,00€ единовременно за регистрацию;
  • 0,29€ за минуту аренды;
  • 12,90€ 14,90€ за час аренды;
  • 39,00€ 59,00€ за сутки аренды;
  • 0,09€ 0,19€ за минуту парковки не прерывая аренды;
  • 5,40€ за час простоя;
  • Все штрафы оплачиваете вы сами + 10,00€ за обработку данных.

Кому интересно, вот тут полный прайс-лист.


Вывод: дело хорошее, нужное, умеренно удобное и сравнительно недорогое. Мне лично не повезло с местом проживания, но таких мёртвых пятен не так уж много на карте Берлина. Да и остаётся надежда, что даймлеровцы расширят таки «обслуживаемую территорию», покрыв ею весь город полностью. В общем, пользуйтесь на здоровье.

Данный вывод уже не актуален. Читайте «Очень важный Updäte ниже».


Updäte №1. Мне тут из зала напомнили, что есть ещё надбавка в 0,29€ за каждый километр, начиная с 21-го (с апреля 2013 начиная с 51-го). Т.е. для длинных поездок уже заметно дороже выходит и, по всей видимости, скрыто растёт привлекательная на первый взгляд стоимость аренды за день.


Updäte №2. Заглянул сегодня в свой аккаунт у них на сайте и вот что получилось: суммарно вместе с перерывом на почту и последующую разгрузку, а также на горе-парковку катался 55 минут. Из них 30 бесплатных. Итого они мне в счёт 3,05€ поставили. Приемлемо, по-моему.


Очень важный Updäte №3. 07.02.2013

С момента написания заметки прошло уже более полугода. За это время многое поменялось.

Во-первых, нужно сказать, что сервисом я пользуюсь довольно активно: до десятка поездок в месяц. Даже успел один раз сфотографироваться автоматическим радаром за превышение скорости. За исключением ситуаций, когда в крови присутствует заметное количество алкоголя, car2go значительно удобнее, быстрее и дешевле такси.

Во-вторых, недавно была серьёзно расширена зона обслуживания. В неё вошли многие новые районы, в том числе и мой. Теперь ею покрыт практически весь город, ну, разве что «дальний восток» всё ещё оторван от цивилизации.  Кстати, в бортовом навигаторе обнаружилась таки карта упомянутой зоны. Отображается розовым цветом. Мне трудно представить, что я её тогда не заметил, поэтому будем считать, что появилась она позднее.

В-третьих, появились официальные приложения для всех основных мобильных платформ. Я пользуюсь андроидной версией. Удобство и скорость работы средние, но жить с этим вполне можно. Да, программка позволяют оперативно резервировать автомобили, что практично. Эта фишка уже пару раз спасла меня от непременного увода авто прямо из под носа.

И в-четвёртых, машинок стало 1200. Парк пополнился электро-смартиками, на чью «заправку» я наткнулся за Аркадами на Потсдамер Платц.

Надо сказать, с увеличением зоны охвата и популярности сервиса стало заметно, что даже такого количества всё-таки недостаточно. Будем надеяться, что его со временем доведут до двух тысяч.

Вывод: ответ на вопрос «to go or not to go» теперь очевиден — To Go!

P.S. Во время длинных перегонов следите за пройденным расстоянием. После 20-го километра начисляют дополнительные 0,29€ за каждый км. Поэтому рекомендую остановиться, завершить сеанс аренды машинки и тут же снова арендовать её.


Updäte №4. С апреля 2013 года некоторые цены заметно выросли. Список изменений:

  • 19,00€ единовременно за регистрацию, было 9,90€;
  • 14,90€ за час аренды, было 12,90€;
  • 59,00€ за сутки аренды, было 39,00€;
  • 0,19€ за минуту парковки не прерывая аренды, было 0,09€;

Но есть и положительные сдвиги: максимальный разовый пробег увеличен с 20 до 50 километров. Наценка в 0,29€ за каждый следующий километр теперь начинается с 51 км.

Несмотря ни на что, car2go остаётся самым привлекательным вариантом альтернативного городского транспорта. Я с удовольствием продолжаю им пользоваться 5—10 раз в месяц.


Другие репортажи Живого Берлина →

Николай Мясников

Николай Мясников

Директор проекта и издатель. Берлин


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс