Сизифов замок, или Вечная история Городского дворца
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
Все началось с Железного Зуба. На дворе стоял ХV век. В Бранденбурге правил курфюрст Фридрих II Железный Зуб. Человеком он был хоть и меланхоличным, но вполне положительным. Задумал он
— Нам, — говорит, — ценности как нематериальные, так и материальные нужны, чтобы вокруг них державу сплачивать.
Тут, как это обычно и бывает, всколыхнулась оппозиционная общественность на берегах Шпрее — тогда ведь еще единой столицы не было, и жители Кельнского района к берлинцам по мосту ходили, причем в том самом месте, где дворец возводить собрались.
— Это с каких же доходов махину такую строить, когда бюджет и так по швам трещит! — возмущалась общественность. — И вообще, что за дурновкусие такое имперское!
— Цыц! — показал неожиданно Фридрих свои железные зубы. — Сказал — построю, значит построю.
И построил в 1451 году. А для поддержания рейтинга первый в Бранденбурге средневековый Орден Лебедя основал, уделяющий особое внимание правильному воспитанию молодежи.
Впрочем, отношение к Городскому дворцу однозначным так и не стало. То ли строить в Берлине в ХV веке еще не умели, то ли вкус у Фридриха Железного Зуба и правда
В XVI веке средневековый дворцовый комплекс показался берлинцам ужасно устаревшим, и его переработали в стиле Возрождения.
В XVII-XVIII веках на смену Возрождению пришло Барокко. Очередное преображение дворцовой крепости едва не лишило жизни уже первого короля Пруссии. В 1706 году Фридрих I мирно прогуливался вдоль дворцовых стен, когда рядом обрушилась почти стометровая Монетная башня.
— На этом месте мог бы быть я, — в ужасе подумал король, инвалид от рождения, у которого и без того были серьезные проблемы с ходьбой.
Виновником катастрофы оказался дворцовый архитектор Андреас Шлютер, переоценивший надежность старого фундамента.
— Да ну его, такого архитектора! — решили при дворе и разжаловали Шлютера в скульпторы.
Андреас Шлютер, хоть порой и ошибался в расчетах, но скульптором был гениальным и наполнил Берлин великолепными статуями. В 1709 году завершил он работу над Янтарной комнатой, когда неожиданно рухнули вниз плохо закрепленные янтарные полотна, окончательно уничтожив остатки репутации бывшего дворцового архитектора. Шлютер был выслан из страны, а в 1713 году неожиданно получил приглашение русских принять участие в строительстве Петербурга.
А дворец продолжал меняться. Сложно сказать, сколько именно знаменитых архитекторов, в том числе и Карл Фридрих Шинкель, а также королей и курфюрстов пытались соединить несоединимое, столетиями изменяя ландшафт крепости-дворца.
Во время правления кайзера Вильгельма II Дворец получил королевский подарок: фонтан Нептуна, находящийся сегодня прямо перед Берлинской телебашней. Как ни странно, Нептун пришелся тогда не ко двору, поскольку невероятно раздражал императрицу Августу Викторию.
— Он смотрит мне в глаза! — жаловалась императрица, подозрительно глядя на гиганта из окна. И фонтан развернули на 180 градусов.
К середине XIX века Stadtschloss приобрел классически строгие формы, за которыми тем не менее угадывалось немного Шлютера, немного Возрождения и совсем немного Железного Зуба.
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
В 1945 году весь дворцовый комплекс превратился в руины. Воссоздание представлялось,
В 1976 году судьба предложила новую инкарнацию Stadtschloss в виде Дворца Республики. И вот уже королева советской эстрады Алла Пугачева выступает на его сцене. Чудом сохранившиеся части классического фасада неподалёку были помещены на гладкое тело социалистической архитектуры здания Государственного Совета ГДР.
Дворец Республики простоял несколько десятилетий и был окончательно снесен в 2006 году.
* * *
В 2007 году бундестаг принял сенсационное решение заново отстроить Berliner Stadtschloss на площади, равной трем футбольным полям, обозначив крупнейшую стройку Европы. На этот раз общественность разделилась на два лагеря — сторонников и противников проекта. Вековая привычка перестраивать городской дворец столкнулась с извечной нехваткой денег и борьбой с имперскими традициями. Актуальным архитектором дворца стал итальянец Франко Стелла, сумевший увязать Шлютеровские скульптуры и Шинкелевский купол с современными идеями конструктивизма.
Не совсем ясно, как далеко смогут зайти создатели Дворца в своем стремлении возродить памятник. Недюжинная дискуссия разгорелась
Не всю стоимость проекта взяло на себя государство. Воссоздание шлютеровских фасадов, которое обойдется в 80 млн евро, должно быть проведено на частные пожертвования. Хочется надеяться, что на этот раз судьба не сыграет злую шутку с творениями Шлютера.
Открытие здания запланировано на 2019 год. Что ждет нас в стенах старого нового дворца? Грандиозный гуманитарный проект, вобравший в себя Гумбольдский университет, Центральную библиотеку и несколько этнографических музеев народов мира, объединенных в формате Гумбольдского Форума. Вернутся ли в Городской дворец призраки былых времен, как, например, известная белая женщина, являвшаяся монархам за три дня до смерти?
Осмелюсь предположить, что нет. Скорее, это будут образы индейских шаманов, китайских буддийских монахов или индуистских божеств. Гумбольдский Форум призван не только служить хранилищем многочисленных реликвий, но и предоставлять возможность проведения регулярных религиозных церемоний и обрядов.
Кадры кинохроники, о том как Городской дворец выглядел до войны
Читайте также:
Берлин