Редакция «Живого Берлина» не работает над материалами «Открытой линии». Их создают и оформляют пользователи. Что это за раздел и как стать его автором?

Записки очень позднего переселенца* #20

Мне у вас все понравилось: и похороны, и поминки

(Продолжение. Начало читайте здесь)

Вопрос: так ли необходимо позднему переселенцу ассимилироваться? Я пока не знаю на него ответа. На правом плече сидит ангел в черно-красно-золотом, который вещает: «Ну, конечно же! Хочешь счастливо и успешно жить в чужой стране — давай уже погружайся в быт и нравы радушного сообщества!» А на левом дьявол с балалайкой шепчет: «Забей! Ты ж в Берлине! Здесь никто не ассимилируется! Толерантность фарева!»

И с ним трудно спорить. Вот, к примеру, третьего дня посетила я берлинские похороны. Так сказать, занесла судьба. Мероприятие, к сожалению, не носило познавательного характера. Я типа, циничный журналист, но уж не до такой степени. Однако профессиональная деформация имеет место. Опять же ангел под правым ухом.

Ок, думаю, скорбь-скорбью, а ознакомиться с немецким погребением, как говорится, не грех. Ну, и что же вы думаете!? Держи карман шире! Немецкие похороны оказались мусульманскими: коренная берлинка хоронила своего сравнительно недавно обретенного арабского супруга. А что вы хотели? В Берлине нынче мусульман как… По различным оценкам, девять процентов населения. Для сравнения, католиков в столько же. Шок? Не спешите расстраиваться, нас, протестантов, все еще в два раза больше. И всего мест для мусульманских захоронений — пять: два в районе Нойкёльн и по одному в Шарлоттенбург-Вильмерсдорфе, Шёнеберге и Шпандау.

Как раз там и проходило мероприятие, о котором ниже пойдет речь. Это такое миленькое место, что сейчас же хочется там умереть. И сейчас я не угораю. Сами можете поехать и убедиться. Если б не табличка на входе, несведущий человек никогда бы и не догадался, что это погост (тьфу, это слово вообще не походит). Это не похоже на последний приют (черт, звучит еще хуже). Короче. Будто бы заходишь в парк. Так и называется: ландшафтное кладбище — повсюду поляны, газоны, дорожки, цветущие липы и фонтанчики. Памятники можно разглядеть за буйной растительностью, только когда зайдешь вглубь.

Пока у входа собиралась многонациональная публика, закупала цветочки в местном магазинчике и посещала благоустроенный клозет, подъехала черная газель. Женщины скромно тусовались, прячась от 30-градусной жары в тени этих самых лип, а мужчины окружили машину и около часа что-то обсуждали. Когда, в конце концов, им удалось найти консенсус, главный, как мне представляется, дядька — весь в черном и в кепке дал отмашку и двери катафалка распахнулись. Гроб в покрывале с арабской вязью установили на платформу с колесами, и он тихо покатился, как бы воплотив в жизнь все мои кошмары детства. Мужчины следовали рядом, а женщины по-прежнему трусили в отдалении. Доехав до мусульманской территории, гроб скрылся в кущах вместе с мужчинам, оставив дам жариться под щедрым в последние годы на солнечные дары берлинским небом. И давайте засунем куда подальше слово «сексизм» и вытащим куда поближе словосочетание «уважение традиций».

В то время как мулла весь в белом читал суру, жена жаловалась подруге, как ее осаждали по телефону родственники усопшего, требуя срочного захоронения. То есть без межкультурного конфликта не обошлось: мусульманские обычаи предполагают погребение в течение суток, а немецкий бюрократизм  — только через три дня.

После надлежащих «аллах акбаров» процессия двинулась туда, где рядом со свежевыкопанной могилой в кустах притаился экскаватор. Гроб сняли с четырехколесной платформы, и водрузили на металлическую штуку. Затем сняли покрывало, под которым оказалось обычное некрашеное деревянное изделие. Мужчины сняли с крышку, вынули завернутое в белое полотно тело, уложили в могилу и закрыли нижней частью гроба. Так что, по итогу, сама крышка не пригодилась.

Дальше последовали положенные ритуальные молитвы, после чего каждый из тридцати мужчин кинул в могилу по лопате берлинского глинозема. Я ждала, что они всей бригадой эту могилу и закопают. Однако это сделал бодренько, в два гребка экскаватор. Он же ловко при помощи ковша сформировал холмик. При этом рядом стоящая фрау сказала своей визави: «Как-то это неромантично — закапывать при помощи бездушного агрегата». А другая ответила: «Это нам неромантично, а мужикам пофиг».

Да, забыла сказать, все происходящее фиксировал на свой смартфон и, соответственно, на долгую память, некий чернокожий гражданин в черном же сверкающем облачении.

Мужики еще с часок потусовались возле могилы, после чего до нее допустили дам и других неверных. Супруга усопшего раздала каждому по цветку, которые были возложены на холмик. Таким образом событие грозило стать скучным и незапоминающимся, но тут случилась так называемая «похоронная невзначайка».

А надо сказать, мне везет на перфомансы в жизни вообще и на погребальных обрядах в частности. Всякого я видала. К примеру, как во время отпевания молодого человека вперед выскочила некая особа с маленьким мальчиком и воплем: «Прости, Сережа, что не сказала тебе о сыне!»; как прямо у могилы подрались родственники со стороны покойного и со стороны его жены; как с поминок прогоняли незнакомого чувака, который просто пришел на халяву поесть; как девочка положила маме в гроб очки, а отец сказал: «Ты еще зимнее пальто ей засунь!»; как сын под шумок снял золотые часы с усопшего отца, лежащего в гробу. Типа, я думала, что мусульманская погребальная церемония не преподнесет никаких сюрпризов. Хрен там плавал.

Расталкивая добропорядочную компанию к могильному холмику кинулась молодая брюнетка с иммиграционными корнями, упала на колени и ну убиваться. Остальные, включая супругу покойного, выстроились за ней в очередь, не смея прерывать процедуру прощания. Я уже говорила, что немцы народ деликатный? По рядам пробежал шепот недоумения, мол, кем является усопшему вышеуказанная дама? Выяснилось, коллега по работе, с которой он сидел в одном кабинете. По глубине скорби она, без сомнения, законную жену уделала. Но та отлично держала удар, поэтому закончилось все благополучно. Все отправились в кафе, где как следует наелись халяльных шашлыков и фаляфелей. Одна из гостей под занавес подошла к жене почившего и сказала: «Спасибо большое. Мне у вас все понравилось: и похороны, и поминки». 

А поскольку вся эта информация никакой практической пользы не имеет, хочется завершить пост сведениями, которые пригодятся всем. Если верить официальному порталу берлинской мэрии, в наши дни умереть в Берлине в среднем стоит порядка шести тысяч евро. Цена зависит от стоимости места на кладбище, гроба и вида ритуальных услуг. Ну, то есть можно уложиться и в тысячу, но если вы видите на сайте предложение, типа, «упокоим за 599 евро», то скорее всего есть какой-то подвох. Место на кладбище не дается пожизненно, а арендуется на определенный срок. Скажем, в настоящее время для Берлина — это 20 лет. Существует пять видов погребений. Самое дешевое из них — это кремация. Далее по возрастанию: морское, лесное, традиционное и алмазное.

Ежегодно до 20 тысяч немцев выбирают морское захоронение в Балтийском или Северном море. Это когда урну с прахом вывозят на судне, опускают в воду под популярную мелодию и дают три почетных круга. Родственникам выдается навигационная карта с местом, где брошена урна. Если без торжественной церемонии и без родственников услуга обходится дешевле.

Во многих немецких городах практикуются лесные захоронения. В Берлине есть три с половиной гектара лесного массива в районе Панков, где разрешено погребение в корнях каштана или клена, на котором укрепляется табличка с данными. Там даже можно выбрать себе дерево заранее. Урны как для морских, так и для лесных захоронений используются биоразлагаемые.

Услуга по созданию алмаза из праха усопшего обойдется не менее 5,5 тыс. евро и до бесконечности. Бриллианты какого хочешь размера, огранки и цвета создаются от двух до четырех месяцев.

Уверена, благодарность ваша не знает границ. Спасибо, пожалуйста.

(Продолжение следует)

* Поздние переселенцы — лица немецкой национальности или немецкие граждане, попадающие под действие «Закона о делах перемещенных лиц и беженцев», принятого в 1953 году, а также члены их семей, переселившиеся в Германию на постоянное проживание в рамках процедуры приёма по данному закону.

paxpistor


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс

Всего комментариев: 2

  1. Вадим Фельдман
    Вадим Фельдман:

    Ассимиляция неизбежна. В Берлине дети иностранцев друг с другом говорят по-немецки. Нужно 20 лет до ухода первого поколения турок, и 30 — для ухода первого поколения русских. И все. Это я без всякой радости, конечно. Интегрироваться неплохо бы:) Для нас с Вами только интеграция — вариант. В остальном — мне кажется, многовато иронии по поводу мусульман на квадратный сантиметр текста.


Добавить комментарий

Редакция «Живого Берлина» не работает над материалами «Открытой линии». Их создают и оформляют пользователи. Что это за раздел и как стать его автором?