Дмитрий Булкин: Лучше быть непонятым, чем понятым неправильно
Фотошкола Дмитрия Булкина путешествует по Европе вместе с ним самим. Основанная в его родном городе Риге, она затем перебралась в Лондон, а осенью этого года с большой вероятностью окажется в Берлине. Занятия проходят по очень непривычной программе в течение целого года, а принять в них участие могут не более двух групп по 6–8 человек. Дмитрий поделился с нами своими взглядами на жизнь и фотографию, а также рассказал об особенностях своей школы.
Ты и твоя школа постоянно перемещаетесь с места на место, из города в город. С чем это связано?
Мне очень нравится начинать все сначала, когда все не так предсказуемо, как на насиженном месте. Поэтому, даже когда школа была в Риге, то сама студия каждый год переезжала в разные помещения. А теперь я и школа стали переезжать между странами. Каждый раз все заново — обживать новое пространство, новые люди, новые дороги…
Еще есть путешествия. Они для меня — способ активизации мыслей. Когда начинается даже маленькое путешествие, мысли, идеи, решения мгновенно сваливаются со всех сторон. А как сядешь дома за стол — одна-две мысли еле тянутся в тишине.
Что такое для тебя фотография?
Я уже давно не признаю разделения фотографии на жанры и виды. Оно пришло из коммерческой фотографии, где заказчик ищет узкопрофильного мастера.
Для меня объекты съемки — не цель, а способ, форма. Как слова для рассказа не являются его темой. И пейзажная фотография может рассказать, например, о роскоши не меньше, чем модельная. И модельная фотография может быть социальной, наравне со стрит-фото. Фотографию можно разделять по темам, по настроению, по мнению автора, но не по особенностям объектов в кадре.
Фотография, как искусство — это тоже только способ. Уникальный как и все остальные виды творчества. А цель — самовыражение, сформированное в хотя бы временную материальную форму, которой можно делиться с тем, кому это интересно.
А когда я начинал, то, конечно, прошел весь стандартный путь. Сначала фотографировал все, что движется. Потом то, что необычно. Потом все что угодно, но чтобы оригинально. И ню надо было обязательно… Со временем эта гонка закончилась и интересной стала искренность. Способность выражаться максимально точно, понимать мельчайшие различия между похожими с виду чувствами, эмоциями, состояниями и точная их передача. Это и есть то самое понятие «творческая фотография», самовыражение с помощью фотографии.
«Когда начинается даже маленькое путешествие, мысли, идеи, решения мгновенно сваливаются со всех сторон. А как сядешь дома за стол — одна-две мысли еле тянутся в тишине. Поэтому чем дольше путь — тем лучше».
Отбор снимков дается тебе легко?
Очень легко! Когда смотришь на свою фотографию, то все очевидно. Главное, знать ответ на один простой вопрос — «зачем?», он же «почему?».
Это только со стороны логики элементарный вопрос, а с эмоциональной точки зрения очень непростой. Но если логический ответ на него не дает совершенно ничего, то с эмоциональной стороны — это большой прорыв. Он открывает все двери. Это и ответ на то, что удалять, а что нет, и на то, что делать с оставшимся: как кадрировать, как работать с цветом, тоном и так далее.
Фотосъемка сама по себе — это уже и есть отбор нужного из всего существующего. Если в процессе не было создано нужное тело фотографии или хотя бы скелет, то никакая коррекция не поможет. Поэтому полчаса думаю, ищу, сравниваю. Один раз жму на кнопку. И одиннадцати кадров в катушке мне хватает на день точно.
Ставишь ли ты перед собой задачу, чтобы среднестатистический зритель понял содержание твоих работ?
Раньше ставил. И это была привычка из рекламного прошлого вперемешку с юношеским максимализмом. Сейчас отчетливо понимаю, что восприятие любого языка зависит не только от умения говорящего, но и от умения воспринимающего. Понятийный аппарат смотрящего складывается из жизненного опыта, традиций, культурных особенностей, психологических, социальных… Тут невозможно быть универсальным и понятым всеми одинаково. Даже если полностью отбросить логическую форму, как это сделали импрессионисты и экспрессионисты, и как это всегда делала музыка.
Фотография ошибочно считается общедоступным и легко понимаемым искусством. Содержание — это не только смысл сюжета, но и способ описания, тонкость, точность, объем описания. Между размером аудитории и точностью содержания я выбираю точность.
Всегда есть надежда на то, что
«Отбирать очень легко — когда смотришь на свою фотографию, то все очевидно. Главное знать ответ на один простой вопрос – зачем, он же — почему».
На какого же зрителя тогда нацеливаться? Должен же быть какой-то ориентир?
Этот вопрос, скорее, звучит как «какой зритель обязательно должен понимать содержание?». В первую очередь — сам автор. Нельзя создавать что-либо и не быть одновременно зрителем. А создавать и быть несогласным с тем, что создаешь — это антоним понятию «творчество». Поэтому в процессе должно происходить разделение автора-автора и автора-зрителя. Творческая фотография, в отличие от бытовой — это не напоминание о прошедшем, а самодостаточное пространство, взятое с собой посредством фотографии, чтобы оно само, без помощи памяти, воссоздавало состояние, чувство, мысль…
Давай поговорим о твоей школе. Как ты себя в ней определяешь? Можно ли назвать тебя учителем?
Учителем — нет. Самое нелюбимое слово. Я никого ничему не могу научить. Научить — для меня означает сделать все за человека или считать, что ты все за него сделал. Но это не работает. Я могу помочь научиться. Могу рассказать, разобрать тему, помочь понять проблему, подобрать эффективный комплекс упражнений, анализировать получившийся результат и желаемый… А научиться человек может только с помощью своего опыта, полученного, например, из упражнений. Так уж устроено человеческое сознание, да и тело. Поэтому упражнений очень много, они очень разные и о разном.
В школе я делюсь тем, что у меня есть, и от этого получаю безумное удовольствие. Будь то содержание фотографии или содержание школы — состояния, мысли, чувства или знания, умения, опыта. Со школой так и получилось — совершенно не стратегически. Она сразу строилась как общая мастерская для меня и тех, кто приходит заниматься. Все пространство и ресурсы школы, как и я сам, обычно доступны занимающимся и в свободное время — от проявителей и светового оборудования до бесед по вечерам — вживую или по переписке.
«Фотография ошибочно считается общедоступным и легко понимаемым искусством».
Как пришла мысль преподавать или, как ты говоришь, делиться?
Это было относительно случайно. Лет десять назад появилась возможность поделиться тем, что я на тот момент знал. Попробовал и возникло неожиданно большое чувство. До сих пор не могу отказаться от удовольствия видеть, как у людей начинает получаться то, что они хотят. Думаю, те, у кого есть дети, хорошо понимают это чувство радости.
Началось все с недельных курсов в международных творческих лагерях, проходивших раз в год. А между ними мне этого чувства страшно не хватало. Так и начали понемногу появляться разные образовательные проекты, которые впоследствии сформировались в школу.
Методика откуда-то взята или разработана самим?
Взята из собственной жизни. Все, что происходит на занятиях, перед этим происходило со мной. То есть я делюсь тем, что меня развило и продолжает развивать. Только в переработанном, систематизированном и более эффективном виде. Чтобы не тратить десять лет, а уложить в один год. Хотелось бы в два или три, но современный человек и года боится.
Школьный курс — это сочетание и формальных, и неформальных методов, и экспериментов, и хитростей. Вначале предупреждаю людей, что им не всегда будет понятно, почему надо делать определенные упражнения. И это нормально. Так как моя первичная цель — сделать так, чтобы человек научился, даже если он сам не понял, как это произошло. В конце учебного курса, или даже к середине, все уже сами интуитивно понимают методику, и от этого всем становится еще интереснее.
Если говорить более профессионально, то происходит развитие по трем стадиям творческого процесса: восприятие, переработка, создание. И тут важно понимать, что человек, «говорящий изображением», совершенно не обязан воспринимать только изображения. Он может воспринимать реальность всеми органами чувств и потом переводить полученное ощущение в изображение. Иначе это просто копирование реалистичного визуального мира реалистичным визуальным способом, подобно копировальной машине. Невелика заслуга. Уместить в изображении звуки, запахи, вкусы, пространство, вес, состояния, чувства и мысли означает умение говорить на языке фотографии.
Здесь и далее фотографии учеников Дмитрия Булкина
Как бы ты коротко описал происходящее в школе на занятиях?
Коротко описать достаточно сложно. Так же, как уместить курс в программу по часам. Есть цель и время, за которое цель должна быть достигнута. Вот мы и стараемся к ней дойти разными дорогами. И беседуем по новой теме, и анализируем сделанные работы, и красим, и лепим, и режем, и клеим, и молчим, и пишем…
Это похоже на человеческую ходьбу. Когда мы идем, мы поднимаем ногу в воздух, протаскиваем вперед, укрепляем. Как только нога окрепла, начинаем подтягивать отстающую, которая в процессе становится лидирующей, укрепляется и так далее. Так же происходит и у нас. Если потребность впереди, подтягиваем средства. Средства в избытке, поднимаем потребности.
«Уместить в изображение звуки, запахи, вкусы, пространство, вес, состояния, чувства и мысли – это означает умение говорить на языке фотографии».
Что ты говоришь людям, которые интересуются программой курса?
Обычно просто показываю работы выпускников и свои. Мне кажется, это самый объективный и честный способ. Даю список тем, которые обязательно будут пройдены, отвечаю на вопросы. Также предлагаю пообщаться с выпускниками. Человеку для решения, на самом деле, нужно только собственное желание развиваться и доверие к тому, кто будет помогать. Все остальное не имеет никакого значения.
Кто приходит к тебе учиться?
Это люди с потребностью к самовыражению, созданию эстетического и содержательного. Бывают люди, которые даже не понимают, почему они хотят заниматься фотографией, но точно понимают, что хотят. Этого достаточно. Никаких ограничений нет — ни по возрасту, ни по уровню, ни по чему-либо еще. Тем более, что занятия можно совмещать с работой, семьей, основной учебой.
Как происходит отбор участников? Ведь группа обычно совсем небольшая.
Что происходит после окончания курса?
После окончания люди часто продолжают оставаться в сообществе и общаться с участниками предыдущих курсов. Периодически проводят встречи, у
Есть у меня такая личная цель — делать так, чтобы после окончания занятий люди не останавливались, не клали фотоаппарат на полку до отпуска. Мы все-таки подходим к фотографии, как к форме постоянного творчества.
По завершении очередного курса Дмитрий всегда готовит выпускной альбом с работами своих учеников:
Ссылки:
- Сайт Дмитрия Булкина.
- Сайт Школы творческой художественной фотографии.
- Страница Школы в Facebook.
Директор проекта и издатель. Берлин