Лосось, шпионы и маркетинг
Как вычислить в Германии русского шпиона разведчика?
Один знакомый лингвист рассказывал, что достаточно лишь послушать, как подозреваемый произносит слово «Lachs» (нем. лосось). В русском языке буква «Л» бывает как твёрдой, так и мягкой: яблоко, лужа, ласка или пельмени, лёд, бляха. В общепринятом немецком Hochdeutsch буква «L» исключительно мягкая. Знающему русский немцу сложно в своей речи провести границу между блюдом и блудом. Русскому же крайне тяжело произнести нечто близкое к «ляхс» вместо тяжёлого, но привычного нашему уху «лакс». Как утверждает упомянутый лингвист, на этом часто сыпятся даже те русские, кто профессионально занимается немецким языком.
Когда я только приехал в Германию, в глаза мне, как и многим другим, бросилось изобилие лакса, простите, лосося в магазинах. Везде один сплошной Lachs: Räucherlachs, Salzlachs, Tiefkühllachs, Stremellachs, Zucht- und Wildlachs, Lachsfilet и наконец загадочные Seelachs и Alaska-Seelachs. Два последних вида обычно лежат в морозильниках и цвет у них такой же бледный, как у утопленника со стажем. Что, согласитесь, красной рыбе по идее не свойственно. Короче говоря, захотелось с этими двумя разобраться поподробнее…
Короткое расследование дало обескураживающие результаты. Оказалось, что красивое название «Alaska-Seelachs» всего лишь творческий псевдоним, не поверите, банального минтая. Эту торговую марку весьма удачно придумали маркетологи от пищевой промышленности в 80-х годах прошлого века, чем превратили чуть ли не сорную до того рыбу в суперзвезду торговли с четвертью доли рынка в одной только Германии.
Дошло до того, что гигантские объёмы ловли поставили этот вид под угрозу исчезновения. В 2009 году Greenpeace призвал потребителей воздержаться от покупки минтая под любыми торговыми марками во имя его сохранения в природе. В том же году глава Федерального агентства по рыболовству Российской Федерации указал на то, что минтай является ценным пищевым ресурсом и в связи с экономическим кризисом в состоянии накормить народ. Для информационной компании агентства был предложен лозунг: «Отбери минтай у кошки».
Директор проекта и издатель. Берлин
Комментарии к этой заметке в Живом Журнале →
Насчет шпионов — всё зависит от грамотности оных. Гораздо страшнее, что немцам под видом аляскинского лосося впаривали обыкновенный минтай. Это не маркетинговый ход, а просто обыкновенный обман, который дойчи успешно проглотили. Если, конечно, это происходило именно так, как в заметке написано, и автор что-то не упустил.