Редакция «Живого Берлина» не работает над материалами «Открытой линии». Их создают и оформляют пользователи. Что это за раздел и как стать его автором?

Модерировать или фасилитировать? И кто за это заплатит?

Как и было обещано в моей первой статье в Открытой Линии Живого Берлина, я продолжаю рассказывать о некоторых помогающих профессиях, которым я обучилась и которыми занимаюсь в Германии.

Собственно, само понятие “люди помогающих профессий” мы с моей коллегой Еленой Третьяковой открыли, когда пытались найти название новому берлинскому клубу. Елена – психолог, я – тренер. У нас была цель– создать площадку для профессионального общения русскоязычных психологов и тренеров. Однако на первой же встрече оказалось, что среди 35 пришедших — ровно один тренер (я) и с десяток психологов и психотерапевтов. Остальные же назвались коучами или консультантами (Berater). Были также представители соцработников – Sozialpädagoge.

В Германии все эти (а также множество других) профессии объединены названием “помогающие профессии”. Но поскольку на постсоветском пространстве такого понятия не существует, мы назвали наш клуб незамысловато: Психологи, тренеры, коучи и консультанты Берлина. Если ваша работа или учеба связаны с этими профессиями и вы ищете контакты, найдите нас в фейсбуке и приходите на наши ежемесячные встречи в берлинский Art.City.People. Там вы сможете на практике испытать, что такое модерация.

 

Модерация — управление содержанием через групповую коммуникацию. А модератор — тот человек, который осуществляет модерацию. Я являюсь бессменным модератором клуба, то есть отвечаю за организацию и проведение наших встреч. Я стараюсь управлять разговором между людьми так, чтобы он проходил со смыслом и результативно, чтобы каждый получил возможность высказаться и был услышан, чтобы цель встречи была достигнута в отведенное время. И, кажется, у меня получается:)

Конечно, наш клуб – это чистая самодеятельность, волонтерство, или как тут говорят, Engagement. Однако во многих общественных, государственных и коммерческих организациях требования к организации коллективной коммуникации настолько высоки, что они не могут обойтись без участия профессионального модератора.

При этом если вы начнете искать в Германии работу модератора, поисковик предложит вам поработать ведущим на радио или телевидении или же модератором групп в соцсетях. Смысл деятельности, в общем, остается тем же: быть посредником в людских коммуникациях. Но содержание совершенно иное.

Модератором коллективной коммуникации может быть не только тренер, который, безусловно, владеет техниками модерации, но и любой профессионал, работающий с группами людей. Например, в моей группе на курсах тренеров был начальник отдела маркетинга, которому нужно было не только обучать своих людей, но и проводить с ними собрания, мозговые штурмы, круглые столы, совещания, дискуссии. Ему пришлось изучить различные методы интерактивной работы, техники постановки вопросов, а также инструменты визуализации.

Германия является родиной классической системной модерации, поэтому здесь бесчисленное множество Bildungsträger (обучающих центров), предлагающих обучение модерации. Шансы мигрантов на рынке труда это обучение не повышает, поэтому оплата таких курсов службами занятости не перенимается. Но те, кто владеют компетенциями модератора, безусловно, могут рассчитывать на более высокую оплату труда на любой работе, связанной с людьми.

Форматы групповых встреч в последнее время стали невероятно разнообразными, и профессиональный модератор постоянно должен осваивать что-то новое. Чаще всего случается так, что необычная задача требует необычных методов ее решения. Так случилось, например, когда мне предложили модерировать встречи в рамках проекта “Ich bin dabei!”, направленного на политическое образование русскоговорящих мигрантов. Представьте себе: собирается 25-30 русскоязычных людей различного возраста и уровня образования, с разными ценностями и потребностями, которых, однако, объединяет недоверие к политическим институтам и апатия к социальной жизни Германии.

Эффективно вести такую группу может только тот, кто является приемлемым для всех членов группы, кто практически нейтрален и при этом не имеет полномочий по принятию решений, то есть тот, кто осуществляет вмешательство в работу группы лишь для того, чтобы помочь ей лучше идентифицировать и решать проблемы. Такой человек называется фасилитатор.

Фасилитация является относительно новым словом для русскоязычного профессионального сообщества. Оно имеет латинский корень: «facile» — облегчать, упрощать, а глагол «facilitate» является общеупотребительным в английском языке. И в англоязычных странах фасилитация невероятно популярна. Работа фасилитатора заключается в том, чтобы сосредоточиться на технологических аспектах работы, в то время как работа участников заключается в том, чтобы применять свои знания о проблеме к решению задачи. Короче говоря, фасилитатор отвечает за процесс, а участники за результат.

Я, изучившая основы фасилитации в Украине, успешно применявшая ее и в коммерческих организациях, и в общественных, и в госструктурах, являющаяся частью большой киевской фасилитаторской тусовки, была неприятно поражена тем, что в Берлине о фасилитации практически никто ничего не знает, включая моих пять тренеров во время Ausbildung (повышения квалификации). Порывшись в интернете, я нашла в Берлине одну школу, один институт, и одну Академию фасилитации. Именно эта последняя и является инициатором проведения MeetUp фасилитаторов, к которому я и присоединилась.

Во всех трех вышеназванных учреждениях проводят Ausbildung zum Fazilitator и так же, как и с модерацией, Jobcenter  не перенимает расходы на это обучение.

Кстати, поиск работы фасилитатором неизбежно приводит вас в ИТ-компании, где методы фасилитации успешно применяют Agile Coach и Scrum Master. Так что за методом фасилитации, безусловно, будущее, и оно заходит в немецкие предприятия и учреждения через самые продвинутые компании. Именно в них существует совершенно замечательная профессия betrieblicher Prozessbegleiter – “сопровождающий процессы на производстве”. На самом деле эти профессионалы сопровождают сотрудников предприятий в их развитии,  обучении и процессах изменений. Наряду с методами классической модерации эти сотрудники используют также методы фасилитации (а также системный коучинг и консультирование).

Я лично знакома с дамой, которая сопровождает процессы в школе. Она готовит и проводит все собрания и совещания, встречи с родителями, учащимися и партнерами. Особенно ярко она проявляет себя в дискуссиях, мозговых штурмах, сессиях стратегического планирования, когда сотрудникам нужно принять решение, которому готовы следовать все и каждый.

Ausbildung zum Betrieblichen Prozessbegleiter (повышение квалификации для сопровождающих процессы на производстве) тоже существует на рынке образовательных услуг, но чаще всего как составная часть вместе с тренингом, модерацией, коучингом. Предпосылками для начала такого обучения является многолетний опыт в управлении персоналом или на руководящих должностях. Если вам удастся найти курсы, оплату за которые перенимает Jobcenter или Agentur für Arbeit (Geförderte Weiterbildung für Arbeitsuchende), то ваш управленческий опыт в стране исхода таким образом может быть и монетизирован.

Iryna Kyrychenko

Родилась в Украине и с 2017 года живет в Германии. В Украине работала преподавателем, психологом, бизнес-тренером и специалистом по развитию персонала в крупных компаниях, тренером по инновационным образовательным технологиям в Национальном центре «Малая академия наук Украины». В Германии продолжает работу в области образования взрослых: руководит проектом по интеграции на рынке труда в приватной профессиональной школе. Параллельно проводит медиации для семейных пар, тренинги уверенности в себе. Возглавляет клуб русскоговорящих психологов, тренеров, коучей и консультантов Берлина.


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс

Добавить комментарий

Редакция «Живого Берлина» не работает над материалами «Открытой линии». Их создают и оформляют пользователи. Что это за раздел и как стать его автором?