ЖИВЫЕ КУКЛЫ ИРИНЫ МАЛЮКОВОЙ

Редакция «Живого Берлина» не работает над материалами раздела «Открытая линия». Их создают, оформляют и публикуют сами авторы. Что это за раздел и как стать его автором?

Когда, под впечатлением от выставки, я предложила сделать интервью, Ира не сразу согласилась. Потом я поняла, почему: не всегда легко моментально отвечать на вопросы, которые касаются твоего любимого дела, творчества, с которым слишком многое связано, которое стало делом всей жизни…

И тогда мы договорились, что я напишу вопросы, а она дома спокойно на них ответит письменно.

Вот эти вопросы и эти ответы.

Существует мнение: первое: художник-кукольник – это искусство, второе: художник-кукольник – это ремесло. Как Вы считаете?

Можно сказать, что создание авторских кукол- это и ремесло, и искусство. Сам процесс можно назвать ремесленнической работой. Хотя, в каждом искусстве есть доля ремесла.

Существует множество очень профессионально и качественно сделанных кукол, при этом они вызывают лишь приятные эмоции. Но есть немало кукол, в которых вложен большой философский смысл, и такие работы тяжело назвать лишь ремесленническими. По моему мнению, искусство – это то, что вызывает глубокие чувства, заставляет человека погрузиться глубже в себя или задуматься над смыслом каких-либо жизненных вещей.

Какими знаниями нужно владеть, чтобы создать куклу? Какими качествами характера обладает художник по куклам – богатым воображением, умением подмечать характерные или необычные черты в окружающих, склонностью к работе руками, настойчивостью, чувством юмора?

Я встречала очень разных художников-кукольников — с совершенно разными характерами, умениями и способностями, поэтому ответить однозначно, чем именно должен обладать художник-кукольник, невозможно. Но точно можно сказать, что эта профессия требует постоянного обучения. Причём добывать необходимые знания очень не просто. Поэтому умение учиться, думаю — одна из самых главных составляющих успешного художника-кукольника.

 

3.А.Малюкова.jpg

С какими материалами Вам приходится работать? Откуда Вы знаете технологию? Внутреннее устройство, механику?

В основном я работаю с фарфором, но мне нравится экспериментировать и пробовать вновь появившиеся материалы, поэтому можно найти мои куклы и из папье-маше, фимо, ткани, шерсти и т.д. А технологии — это, как я уже сказала, постоянное обучение, добывание и собирание крупиц уникальных знаний.

Как Вы делаете костюмы?

 Костюм куклы для меня очень важен. Конечно, есть куклы, которые могут обойтись и приклеенным куском ткани, но я люблю детали. Мне нравится, когда костюм выполнен безупречно. Поэтому костюм одной кукле я могу делать достаточно долго. Бывает так, что сошьёшь красивое платье кукле, она посидит месяц-другой, и ты понимаешь, что это не её стиль или цвет, перешиваешь. Ткани, кружево, бисер — всё это тоже очень кропотливо подбираю. В основном, использую антикварные ткани, иногда особенные дизайнерские. Подбор тканей для кукольного костюма- это очень кропотливая работа, и я бы даже сказала, сравнимая с подбором художником оттенков красок для написанием картины.

Как возникает образ будущей куклы?

 Всегда по-разному. Каких-то ты задумываешь, потом ищешь материалы, изучаешь тематику. Например, если ты задумала сделать восточную красавицу, то ты должна изучить восточные костюмы, роспись, орнамент, традиционные цвета, не говоря уже о том, что прежде всего надо понимать анатомию восточного типа лица и фигуры. Я много собираю книг, картинок, открыток и других визуальных материалов для тех образов, которые хочу создать, и в этом собирательстве мне часто помогают мои близкие.

Но, есть и такие куклы, которые сами диктуют образ. Например, пока ты её лепила — это была милая юная девушка, а когда вылила в фарфоре, обожгла, расписала, сделала тело… поняла, что она страстная дама. Образы очень многообразны, и в этом я не ставлю себе каких-либо ограничений, кроме правил приличия.

Расскажите о Ваших любимых куклах.

Невозможно не любить их всех. Я с душой отношусь к каждой. Скорее, есть не любимые, а особенные. Например, «Майя», кукла, посвящённая Майе Плисецкой в балете «Айседора». Она была сделана в честь её 75-летия. Майя Плисецкая мою работу оценила, сказала, что именно так всё и было. И, конечно, для меня это очень особенная кукла. Думаю, мне было бы сложно её продать. Для меня незабываемое чудо — встреча с этой великой женщиной, её учтивость, улыбчивость оставили у меня невероятные чувства. Эта кукла — как напоминание о том, что можно быть великой и обычной женщиной одновременно. 2.Ирина Малюкова.jpg

Особенной явилась также и работа, которая была представлена на недавно прошедшей выставке «Тьма&Light» в Русском доме науки и культуры в Берлине. Во-первых, потому, что эта композиция из пяти кукол — одна из самых моих тяжелых эмоциональных работ — эти работы связаны с моими детьми. На их создание ушло 7 лет. Во-вторых, это целая история с глубоким философским смыслом. В-третьих, сложность исполнения этой работы дала мне многое в части понимания дальнейшей работы с фарфором.

 

 

IMG-20180625-WA0007.jpg

 

Сколько всего кукол сделано Вашими руками? Где они «живут»? Где выставляются? Где продаются?

 Честно сказать, я никогда не считала. Спустя 20 лет мне сложно сказать, хотя, кажется, образ каждой я помню. Пару лет назад, дочь насчитала около 200 только фарфоровых, точнее сказать невозможно. Большая часть кукол находятся в частных коллекциях, некоторые у достаточно известных в России политических и общественных деятелей. Выставлялись в различных галереях в России и Европы. Одна даже была украдена! Но, верю, что все они у хороших людей.

В Берлине я пока не нашла «свою» галерею и «своего» галериста, но я в поиске.

Вы делаете только художественные куклы?

Смотря, что мы понимаем под словом художественное. Если Вы имеете в виду искусство, то это оценит зритель. Если мне удалось передать философский смысл, который я закладывала в свою работу, то значит я делаю художественные куклы. Могу ли я делать что-то, не вкладывая особых смыслов, а просто для приятных эмоций? Да, я часто радую своих близких милыми игрушками. Считают ли они их художественными? Никогда не думала об этом, так как когда даришь людям радость, не думаешь — искусство ли это или ремесло, художественно или не художественно.

Как Вы избрали эту профессию? Где учились?

С самого раннего детства я занималась в изостудии, увлекалась этнографией, ездила на раскопки, собирала фольклор и танцевала народные танцы.

С самого раннего детства я спрашивала себя: а почему же куклы из магазина (советские) всегда такие неяркие, некрасивые и плохо одетые? И только после 30-ти я поняла, что все свои умения я могу совместить в своей авторской кукле.

К сожалению, нет ни одного профессионального учебного заведения, где вас научили бы делать авторскую куклу. Да, существуют курсы, я, конечно же, посещала всё, что хоть как-то было связано с этим искусством. Но, прежде всего, я благодарна своему учителю скульптуры, преподавателю академии имени С.Г.Строганова, члену Союза скульпторов России Алексею Шпаковскому. Именно он научил меня скульптуре за 9 долгих, но таких увлекательных лет. Я также изучала историю костюма у всемирно известного историка моды Александра Васильева, посещала лекции доктора искусствоведения Вячеслава Глазычева в Московском архитектурном институте. В моем обучении, которое не заканчивается и по сей день, было много людей передавших мне свои уникальные знания: форматоры, керамисты, художники по росписи, искусствоведы и многие другие.

Расскажите о вашей жизни в Берлине, о студии, которую Вы ведете в Русском доме.

21c82dce3d393d1730ad3470eb5b9e25.jpgЯ бы не назвала то, что я делаю в Русском доме, студией — ко мне просто приходят мои друзья — работники Русского дома, в которых тоже сильно творческое начало. Конечно, я приглашала всех желающих научиться делать простые игрушки из ткани, шерсти, мосгумми и керамики, однако в Берлине многим людям почему-то даже это кажется сложным и слишком кропотливым. Это и правда требует определенной усидчивости, но при желании этому можно научится – просто надо хотеть.

У Вас творческая семья? Расскажите чем занимаются Ваша дочь, сын, муж?

Да, семья у меня творческая. Дочь с детства рисует и танцует. Сейчас у неё не особо творческая профессия, но она продолжает рисовать и танцевать а также пишет рассказы. Сын занимается музыкой с 5 лет, закончил музыкальную школу в Москве, и сейчас продолжает музыкальное образование в Берлине. Пишет музыку.  Муж всегда писал стихи, что мне всегда очень нравилось, а сейчас начал немного рисовать, и у него получаются вполне философские вещи.

Какие куклы, Вы считаете, нужно делать для девочек?

Думаю, у любой девочки должно быть большое разнообразие кукол. Но должна быть одна особенная. В 18-19-м веках так и было: девочкам из дворянских семей покупали особенную куклу из фарфора, с личиком, очень естественным и очеловеченным, куклу-психолога. Они были очень и очень дорогие. Этой кукле девочка могла доверить все свои тайны и секреты. Она могла поделиться с ней своими проблемами и переживаниями, в отличие от мамы и подруг. Получая в подарок фарфоровую куклу, девочка училась понимать, что если  куклу кинуть на пол, то она разобьется. А кукла для девочки — это будущий ребенок. Существовали даже специальные кукольные доктора, именно доктора, которых посещали для «лечения» кукол, если например, разбилась ручка.  Наверно, в современном мире не хватает таких традиций. Для своей внучки я обязательно сделаю подобную фарфоровую куклу.

Нравятся ли Вам куклы, которые продаются в магазине?

Сейчас, большей частью, да. Сегодня очень большой выбор, и есть великолепные. Но, повторюсь, в связи с практичными материалами и огромным выбором ушла бережливость. Девочка может забыть свою куклу в песочнице или сломать, и на следующий день получит новую. Необходимость аккуратного отношения к кукле ушла, следовательно, меняется наше отношение к вещам, от вещей к людям. Ведь игра в куклы — это имитация будущих отношений во взрослой жизни.

СПАСИБО, ИРА! Мне кажется, что нельзя лучше, чем Вы это сделали, рассказать о своем любимом деле! – Е.А.

Елена Айзенберг

Елена Айзенберг

__________________________________________________
Редакция «Живого Берлина» не работает над материалами раздела «Открытая линия». Их создают, оформляют и публикуют сами авторы. Что это за раздел и как стать его автором?


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс

Добавить комментарий