Редакция «Живого Берлина» не работает над материалами «Открытой линии». Их создают и оформляют пользователи. Что это за раздел и как стать его автором?

В программисты я б пошёл — пусть меня научат!

— Ой, Роза Моисеевна, вы такая умная женщина!
— Я не умная — я опытная. Была бы умной — не была бы такой опытной.

Введение и краткая биография

До того, как я в свои 18 лет оказался в Германии, я уже успел поработать слесарем, плотником, столяром и геодезистом. Нет, я ничего не путаю, плотником и столяром трудился я на двух разных производствах.  Как и все в моё время, я успел немного постоять на рынке –  это мне совсем не понравилось.

В Германии я попробовал себя на сотне разных работ.  В основном работы-однодневки:

True плотник на фоне веранды

True плотник на фоне веранды

  • грузчик на переездах – один–два дня. Однажды перевозили целую фирму, со станками и столами. А другой раз – с шестого этажа без лифта на четвёртый без лифта;
  • продавцом в овощном, магазине сотовых телефонов, компьютерном зале, круглосуточной забегаловке;
  • оператором в переговорном пункте, компьютерном кафе, колл-центре.
  • официантом, барменом в ресторане и на приёмах.

Кроме того, работал водителем, почтальоном, начальником отдела, директором фирмы, репетитором. Я перепробовал практически все строительные работы: вязал фундамент из проволоки под моросящим дождём в чистом поле при примерно +10°C осенью; занимался кровельными работами под палящим солнцем, был асфальтоукладчиком, чернорабочим и сантехником. Ещё нарезал диски с пиратским софтом и даже был настоящим контрабандистом, но об этом в другой раз.

Я и правда перепробовал всевозможные работы, на которые искали студентов. И своему студенчеству завидую до сих пор. Но даже самое счастливое студенчество когда-нибудь заканчивается, и начинаются трудовые будни.

В 30 лет я тусовался на многих IT-конференциях СНГ, чуть позже у меня была drupal-вебстудия и агентство онлайн-маркетинга. Сам я на студии был шефом, продажником и маркетологом. История с фирмой сама по себе уже интересна и требует отдельного опуса. Если упростить, в какой-то момент при росте фирмы я перестал понимать кто и чем там занимается …

Всё серьёзно

Фотография на резюме

Фотография на резюме

Примерно в 40 лет я оказался на грани банкротства с потерей веры во всё человечество. После закрытия фирмы я зарёкся пробовать что-то новое и решил устроиться на работу по последней специальности. Но выяснилось, что найти работу практически невозможно. Кто-то сомневался в моей квалификации или опасался, что я могу его подсидеть. Другие считали, что с плохим английским я не могу быть хорошим специалистом. Многие молодые явно испытывали проблемы с моим возрастом, а кому-то была важна бумажка.

Я разослал более двух сотен «бевербунгов» (резюме) – и только представители шести фирм отреагировали, перезвонили или пригласили на собеседование.

В какой-то момент я решил получить бумажку об образовании маркетолога. Для воплощения этой идеи я нашёл двухлетние курсы обучения.

Возможности

Одним из обязательных условий поступления в школу было часовое профориентационное собеседование. Этот час изменил всю мою жизнь. На самом деле нет :) Но он помог мне найти себя заново. В Берлине можно найти с десяток мест, где взрослые могут научиться чему-то новому. Есть места, где знания можно получать конструктором – по одному месяцу обучения основам компьютерной грамотности, MS Word, права и так далее. Есть возможность сжато, за 6 месяцев, получить основы бухгалтерии или поварского искусства.  Существуют годовые курсы и двухлетние.  Последние заканчиваются настоящим экзаменом и корочками, которые получают местные «ПТУшники». Диплом этот ценится и признаётся. Но о самих дипломах позже.

Девушка, младше меня, спокойно расспросила меня, чем я занимался. Она выслушала все мои истории очень внимательно.  Вкратце я ей сказал следующее: «Могу заниматься любым делом. Очень люблю работу с деревом, могу и люблю готовить, последние годы был менеджером по продажам и маркетологом. С удовольствием бы занимался онлайн-бизнесами дальше. Хочу выучить английский и стать самым крутым».

И мы пошли по профессиям. Так я узнал, что на обычной кухне стоит постоянный крик. Всё кипит, бурлит, гремит и из одного конца кухни в другой летит: «Принеси муки», «Нарежь две морковки», «Кто бля%ь взял мой личный нож?», «Нахрена ты заказал рыбу, если рыбный день только в четверг?». Рабочий день длится по 15 часов. В среднем повара весят 500 кг, и не стоит путать хобби и бизнес.

В деревообработке оказались массовые увольнения и ручная работа, стоящая в 100 раз дороже, чем обработанная деталь на станке с ЧПУ.

Маркетологи — очень перспективная профессия, я был прав. Но вот только десятки тысяч молодых берлинцев с идеальным немецким, практически родным английским и ещё одним языком мамы (русский, тайский, испанский, турецкий) почти бесплатно готовы работать от зари до зари. И шансы получить зарплату выше 2500€ практически нет. Десятки тысяч готовы работать дешевле.

После долгих разговоров выяснили, что прокладывать сетки и пылесосить компьютеры я тоже больше не хочу. Сельское хозяйство меня не привлекает. Зато вдруг мы узнали, что в детстве я любил математику и даже участвовал в олимпиадах.

Постепенно мы дошли до того, что программирование меня не пугает. И если я сейчас сдам вступительный тест, мы поговорим дальше.

Обучение программированию

Тест я сдал. 78 пунктов из 100. При 75 необходимых. И через полгода я сидел за партой вместе с дюжиной немцев и одним украинцем.

Обучение стоит 25.000€ и длится 24 месяца. Примерно по 1000€ в месяц. Можно оплатить самому, есть варианты получить оплату как безработному со стажем от пенсионного фонда, от производственной страховки или от службы занятости. Во всех случаях, если оплачивает государственная служба, надо пройти психологический трёхчасовой тест и личное общение с психологом.  Он меня спрашивал, как я докатился до такой жизни и почему меня не брали на работу. А после молвил: «Я сейчас напишу вам добро. Вы идёте учиться, а через месяц вам предложат неплохую работу. Что вы будете делать? Мы ведь платим за вас баблосики».

Много денег

Много денег

Я ответил, что иду учиться не потому, что мне нравится парта и учебники, а потому что я хочу много денег. И если завтра мне дадут нормальную зарплату и отличную работу, я с удовольствием брошу обучение. Оказалось, это был правильный ответ.

После окончания школы бывшему безработному не надо возвращать деньги, потраченные на его обучение, вне зависимости от полученной оценки и успешности последующего трудоустройства.

И вот нас сидит 14 человек. Двое уже пробовали этот курс и бросили. Один – потому что разводился с женой и не мог ни с кем оставить дочку. Другой – потому что попал на месяц в больницу, и его отчислили. Ещё один учил это же 20 лет назад в армии, но не работал по специальности и всё забыл. Во всяком случае, так он говорил.

В классе со мной были машинист электропоезда, автослесарь (женщина), бывший повар (таки да, про крики он подтвердил), пицца-повар, столяр, каменотёс, фитнес-тренер, веб-разработчик-самоучка, псих со стажем (реально несколько лет лечился от глубокой депрессии после развода родителей), переплётчик и продавец книг, продавец компьютеров из Медиамаркта. Средний возраст учащихся примерно 35 лет. Программа всем давалась по-разному. Я в итоге был где-то в серединке. Сейчас прошло полтора года, курс обучения закончился, я – на практике и готовлюсь к будущему экзамену. Могу рассказать, что учит будущий разработчик приложений в Германии полтора года.

Разработчик приложений

  • Основы компьютерных систем и информационных сетей – курс, в котором немного рассказали о компьютерной безопасности, сетях, о семи слоях в сетевой коммуникации (OSI model).
  • Практические и лабораторные занятия – немного установки виндовсов от вин2к до вин10. Основы VBS и PowerShell. Что такое бекап и его виды.
  • Основы MS-Office, Word, Exel, PowerPoint – полезный курс, который начали с азов. Особенно интересно было слушать про оформление презентаций и писем.
  • Введение в реляционные базы данных на основе MySQL – самый интересный курс для меня. Очень понравился. И изменил моё представление об IT и о том, кем я хочу стать. Пройдя этот курс о создании приложений и вебсайтов, я узнал больше, чем 5 лет коммерческой деятельности в этой области.
  • XML, HTML и CSS – длился целых 5 дней. Но всё же успели рассказать про xml и svg.
  • Основы программирования на JavaSE — сильный курс, который должен дать понятие об объектно-ориентированном программировании. Специалистом по java он меня не сделал, но полюбить язык заставил.
  • Проектирование приложений – спорно воспринятый моими коллегами курс. Но я был от него в восторге. Обучали написанию технической документации и проектированию самого приложения на бумаге. Восторг, причём до сих пор!
  • Технический английский – я был самым слабым в группе. 3 человека говорили по-английски отлично. Остальные говорили просто хорошо.
  • Бизнес-процессы – схема Гранта, штабная структура предприятия, стандарт ISO 9001.  Дискуссионные доктрины о принципах построения современной фирмы. Если бы я знал о различных системах управления раньше, может быть, я и не развалил свою фирму.
  • Основы «купеческой» бухгалтерии и бизнес-счёта – тяжело перевести дословно название предмета. Учили накручивать минимальные проценты и обосновывать стоимость продукта или трудового часа. Весьма полезный предмет, но очень скучный преподаватель. Много спал.
  • Математика для информатиков – булева алгебра, логарифмы, тригонометрия. Ничего сверхъестественного, чем можно было бы удивить выпускника средней советской школы. Я был изначально самым сильным. Потом сильно подзабил, спал и стал вторым. Полгруппы не понимала тригонометрию, один вовсе покинул группу уже на этапе дробей.
  • Разработка приложений с C# — шло после java. Было очень интересно. Сделали несколько игр, например, сапёра.
  • Разработка веб-сайтов на PHP и JavaSrcipt – название говорит само за себя. Очень много самостоятельной работы. Преподаватель почти ничего не рассказал. Шли по учебнику.
  • Подготовка к экзамену MTA (C#) – сдал. 86 из 100.
  • Экономика и налоги – основы законодательства, права потребителей, введение в налоги. Звучит скучно, но был самым интересным предметом. Нам попался замечательный преподаватель. Мне так понравился предмет, что я на радостях сделал даже видеообзор о налогах на заработную плату (https://www.youtube.com/watch?v=BomFf633o4E).

Коротко о главном

  • Курсы может получить любой безработный, даже если он иностранец. Но им оплачивают эти курсы не так охотно. Почему? Потому что в группе, начавшей на полгода раньше, отчислили итальянца и израильтянина за недостаточное владение немецким. При том, что они оба шпрехали на английском без проблем.
  • Во время обучения безработным платится обычное пособие по безработице (Hartz4).
  • Никаких стипендий не предусмотрено. Это частная школа, которой надо платить за образование.
  • Четыре пары каждый день. С 8:15 до 15:15.
  • Домашних заданий практически не было. Но без дополнительных занятий дома я бы точно не вытянул.
  • Шансы на работу после курсов достаточно высоки.
  • Принимает экзамен и выдаёт диплом торгово-промышленная палата Берлина (IHK Berlin).
  • Всего 3 экзамена: два письменных и один устный.
  • Устный экзамен — это защита проекта из практики с 15-минутной презентацией
  • Экзамены с первого раза сдают около двух третей всех учеников. В моей школе – 80%.

 

Erwachsenengerechte Ausbildung

Группа будущих программистов, которую набрали после меня.  20 человек учатся по новой программе. Программа называется „Erwachsenengerechte Ausbildung“ – образование для взрослых. Курс частично спонсируется Европейским Союзом.

У программы есть несколько бонусов:

  • Подготовка к самим курсам и напоминание школьной программы:
    • Немецкий
    • Математика
    • Английский
    • MS Office
  • Денежная премия за успешно сданные экзамены
  • Личный коуч, которому можно пожаловаться на жизнь, учителей, предметы. Кроме того, он помогает пройти этот тяжелейший для взрослого человека жизненный этап.

Проект

На проект у меня 40 часов, за которые я должен написать непосредственно код, документацию и сделать презентацию.  Проект можно писать на любую полезную тему для фирмы, в которой проходишь практику. Но он не должен быть направлен на повышение прибыльности основного бизнес-процесса. Например, это может быть новая программа для бухгалтерии или переезд веб-страницы со статики на CMS. Или вебкамера на ардуинке (раньше проходило, сейчас нет). Проект сначала должен быть утверждён, только после этого я могу приступать к его разработке.

Практика

Я прохожу практику в фирме EvoLogics. Мы (звучит-то как — МЫ) делаем гидроакустические модемы. Я планирую в своём проекте разработать плагин к опенсорсному софту – Neptus (для водных приборов). Он должен отображать на экране в режиме реального времени замеряемую глубину.

40 лет

В 40 лет учиться тяжело. Ошибки воспринимаются как «это потому, что я уже тупой» или «я неудачник – иначе бы в 40 лет меня здесь не было» или «вон они всё поняли, а я нет — я точно тупой». Но, к счастью, если ходить на все занятия, такие моменты возникают не часто. Бывший коллега и друг рассказал, что эти проблемы нормальны и даже есть такой синдром самозванца. Часть проблем была и правда мною надумана.

Какие-то преподаватели в школе были моложе меня, какие-то – глупее и не компетентнее, а отдельные личности были просто гениальны, и я неоднократно задумывался, что они тут делают. Всё как в жизни. Оглянувшись назад, я бы сделал то же самое. Может быть, записывал бы ещё больше. И изучил бы заранее скоропечатание. Сосед конспектировал на компьютере материал быстрее, чем его проговаривал преподаватель. Очень сильно помогло бы знание технологии Git до начала обучения. Ну и несмотря на то, что у нас там стояли компьютеры, многие носили свои. В конце не выдержал и я. Со своим ноутом стало намного удобнее.

Мораль

После школы программист должен уметь калькулировать стоимость проекта, написать к нему документацию и рассчитать сроки и количество исполнителей. Преподают именно те курсы, которые помогают это рассчитать.

Самое главное, что я вынес из школы – никто не может обучить программированию. Его можно выучить только самостоятельно. Школа может дать только основы и обучить пользоваться документацией, помочь читать и искать API.

И ещё я на практике понял, что каждый следующий выученный язык помогает понять логику компьютера и других девайсов лучше. В принципе, это правило действует не только в отношении технологий программирования, но и иностранных языков.

Можно смело говорить, что в Германии есть много возможностей начать всё с нуля в любом возрасте. Было бы желание учиться.

Типа успешный - на фоне берлинского собора

Типа успешный — на фоне берлинского собора

Андрей Подлубный

Андрей Подлубный

Берлин


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс

Один комментарий

  1. Аватар
    Irina Sokolova:

    Отлично все написал. Прочла с удовольствием. Спасибо.


Добавить комментарий

Редакция «Живого Берлина» не работает над материалами «Открытой линии». Их создают и оформляют пользователи. Что это за раздел и как стать его автором?