Редакция «Живого Берлина» не работает над материалами «Открытой линии». Их создают и оформляют пользователи. Что это за раздел и как стать его автором?
Живые куклы Ирины Малюковой
Когда, под впечатлением от выставки, я предложила сделать интервью, Ира не сразу согласилась. Потом я поняла, почему: не всегда легко моментально отвечать на вопросы, которые касаются твоего любимого дела, творчества, с которым слишком многое связано, которое стало делом всей жизни…
И тогда мы договорились, что я напишу вопросы, а она дома спокойно на них ответит письменно.
Вот эти вопросы и эти ответы.
Существует мнение: первое: художник-кукольник – это искусство, второе: художник-кукольник – это ремесло. Как Вы считаете?
Можно сказать, что создание авторских кукол- это и ремесло, и искусство. Сам процесс можно назвать ремесленнической работой. Хотя, в каждом искусстве есть доля ремесла.
Существует множество очень профессионально и качественно сделанных кукол, при этом они вызывают лишь приятные эмоции. Но есть немало кукол, в которых вложен большой философский смысл, и такие работы тяжело назвать лишь ремесленническими. По моему мнению, искусство – это то, что вызывает глубокие чувства, заставляет человека погрузиться глубже в себя или задуматься над смыслом каких-либо жизненных вещей.
Какими знаниями нужно владеть, чтобы создать куклу? Какими качествами характера обладает художник по куклам – богатым воображением, умением подмечать характерные или необычные черты в окружающих, склонностью к работе руками, настойчивостью, чувством юмора?
Я встречала очень разных художников-кукольников — с совершенно разными характерами, умениями и способностями, поэтому ответить однозначно, чем именно должен обладать художник-кукольник, невозможно. Но точно можно сказать, что эта профессия требует постоянного обучения. Причём добывать необходимые знания очень не просто. Поэтому умение учиться, думаю — одна из самых главных составляющих успешного художника-кукольника.
С какими материалами Вам приходится работать? Откуда Вы знаете технологию? Внутреннее устройство, механику?
В основном я работаю с фарфором, но мне нравится экспериментировать и пробовать вновь появившиеся материалы, поэтому можно найти мои куклы и из папье-маше, фимо, ткани, шерсти и т.д. А технологии — это, как я уже сказала, постоянное обучение, добывание и собирание крупиц уникальных знаний.
Как Вы делаете костюмы?
Костюм куклы для меня очень важен. Конечно, есть куклы, которые могут обойтись и приклеенным куском ткани, но я люблю детали. Мне нравится, когда костюм выполнен безупречно. Поэтому костюм одной кукле я могу делать достаточно долго. Бывает так, что сошьёшь красивое платье кукле, она посидит месяц-другой, и ты понимаешь, что это не её стиль или цвет, перешиваешь. Ткани, кружево, бисер — всё это тоже очень кропотливо подбираю. В основном, использую антикварные ткани, иногда особенные дизайнерские. Подбор тканей для кукольного костюма- это очень кропотливая работа, и я бы даже сказала, сравнимая с подбором художником оттенков красок для написанием картины.
Как возникает образ будущей куклы?
Всегда
Но, есть и такие куклы, которые сами диктуют образ. Например, пока ты её лепила — это была милая юная девушка, а когда вылила в фарфоре, обожгла, расписала, сделала тело… поняла, что она страстная дама. Образы очень многообразны, и в этом я не ставлю себе каких-либо ограничений, кроме правил приличия.
Расскажите о Ваших любимых куклах.
Невозможно не любить их всех. Я с душой отношусь к каждой. Скорее, есть не любимые, а особенные. Например, «Майя», кукла, посвящённая Майе Плисецкой в балете «Айседора». Она была сделана в честь её 75-летия. Майя Плисецкая мою работу оценила, сказала, что именно так всё и было. И, конечно, для меня это очень особенная кукла. Думаю, мне было бы сложно её продать. Для меня незабываемое чудо — встреча с этой великой женщиной, её учтивость, улыбчивость оставили у меня невероятные чувства. Эта кукла — как напоминание о том, что можно быть великой и обычной женщиной одновременно.
Особенной явилась также и работа, которая была представлена на недавно прошедшей выставке «Тьма&Light» в Русском доме науки и культуры в Берлине.
Сколько всего кукол сделано Вашими руками? Где они «живут»? Где выставляются? Где продаются?
Честно сказать, я никогда не считала. Спустя 20 лет мне сложно сказать, хотя, кажется, образ каждой я помню. Пару лет назад, дочь насчитала около 200 только фарфоровых, точнее сказать невозможно. Большая часть кукол находятся в частных коллекциях, некоторые у достаточно известных в России политических и общественных деятелей. Выставлялись в различных галереях в России и Европы. Одна даже была украдена! Но, верю, что все они у хороших людей.
В Берлине я пока не нашла «свою» галерею и «своего» галериста, но я в поиске.
Вы делаете только художественные куклы?
Смотря, что мы понимаем под словом художественное. Если Вы имеете в виду искусство, то это оценит зритель. Если мне удалось передать философский смысл, который я закладывала в свою работу, то значит я делаю художественные куклы. Могу ли я делать
Как Вы избрали эту профессию? Где учились?
С самого раннего детства я занималась в изостудии, увлекалась этнографией, ездила на раскопки, собирала фольклор и танцевала народные танцы.
С самого раннего детства я спрашивала себя: а почему же куклы из магазина (советские) всегда такие неяркие, некрасивые и плохо одетые? И только после 30-ти я поняла, что все свои умения я могу совместить в своей авторской кукле.
К сожалению, нет ни одного профессионального учебного заведения, где вас научили бы делать авторскую куклу. Да, существуют курсы, я, конечно же, посещала всё, что хоть
Расскажите о вашей жизни в Берлине, о студии, которую Вы ведете в Русском доме.
Я бы не назвала то, что я делаю в Русском доме, студией — ко мне просто приходят мои друзья — работники Русского дома, в которых тоже сильно творческое начало. Конечно, я приглашала всех желающих научиться делать простые игрушки из ткани, шерсти, мосгумми и керамики, однако в Берлине многим людям
У Вас творческая семья? Расскажите чем занимаются Ваша дочь, сын, муж?
Да, семья у меня творческая. Дочь с детства рисует и танцует. Сейчас у неё не особо творческая профессия, но она продолжает рисовать и танцевать а также пишет рассказы. Сын занимается музыкой с 5 лет, закончил музыкальную школу в Москве, и сейчас продолжает музыкальное образование в Берлине. Пишет музыку. Муж всегда писал стихи, что мне всегда очень нравилось, а сейчас начал немного рисовать, и у него получаются вполне философские вещи.
Какие куклы, Вы считаете, нужно делать для девочек?
Думаю, у любой девочки должно быть большое разнообразие кукол. Но должна быть одна особенная. В 18-19-м веках так и было: девочкам из дворянских семей покупали особенную куклу из фарфора, с личиком, очень естественным и очеловеченным, куклу-психолога. Они были очень и очень дорогие. Этой кукле девочка могла доверить все свои тайны и секреты. Она могла поделиться с ней своими проблемами и переживаниями, в отличие от мамы и подруг. Получая в подарок фарфоровую куклу, девочка училась понимать, что если куклу кинуть на пол, то она разобьется. А кукла для девочки — это будущий ребенок. Существовали даже специальные кукольные доктора, именно доктора, которых посещали для «лечения» кукол, если например, разбилась ручка. Наверно, в современном мире не хватает таких традиций. Для своей внучки я обязательно сделаю подобную фарфоровую куклу.
Нравятся ли Вам куклы, которые продаются в магазине?
Сейчас, большей частью, да. Сегодня очень большой выбор, и есть великолепные. Но, повторюсь, в связи с практичными материалами и огромным выбором ушла бережливость. Девочка может забыть свою куклу в песочнице или сломать, и на следующий день получит новую. Необходимость аккуратного отношения к кукле ушла, следовательно, меняется наше отношение к вещам, от вещей к людям. Ведь игра в куклы — это имитация будущих отношений во взрослой жизни.
СПАСИБО, ИРА! Мне кажется, что нельзя лучше, чем Вы это сделали, рассказать о своем любимом деле! – Е.А.
Редакция «Живого Берлина» не работает над материалами «Открытой линии». Их создают и оформляют пользователи. Что это за раздел и как стать его автором?