Редакция «Живого Берлина» не работает над материалами «Открытой линии». Их создают и оформляют пользователи. Что это за раздел и как стать его автором?
«Белой акации, цветы эмиграции…»
«Шарабан мой – американка…», «Кирпичики», «Я милого узнаю по походке», «Чубчик», «Желтый ангел»… Жаль, что не воспроизвести здесь музыкальное исполнение. Два аккордеона, гитара и аккордеон, пение под гитару, вариации для аккордеона.
Я с удовольствием слушала все это в исполнении Илоны Феникс, Сергея Галасуй и Николая Куренкова.
— Сергей, давайте поговорим о ваших двух вечерах в «Creative Space&Craft Coffee» — 30 декабря, накануне Нового года, и 13 января – в Старый Новый год. Оба прошли «на ура». Расскажите про ваш маленький коллектив, про то, как составлена программа.
— Наш музыкальный проект — Илона, Николай и я — мы называем музыкальным кабаре «Желтый ангел». Мы и раньше выступали вместе, а помимо этого, у каждого бывают индивидуальные выступления, есть свой репертуар. Я — музыкант скорее по призванию, чем по образованию, только в детстве учился в музыкальной школе. Николай Куренков – профессиональный музыкант, он из Минска. Он — и композитор, и преподает, и аккомпанирует очень многим известным исполнителям, а еще пишет музыку и организует интересные мероприятия. Дуэтом с Николаем мы выступали в разных проектах, концертах, участвовали, например, в фестивале «Musikalisher Panke Parcours», с Илоной были совместные концерты в кафе, а также просто выступления для друзей и случайной публики, здесь в Берлине есть такие возможности.
Например, очень популярное и особенное место «Anti-War Café Kunst-Bar». Илона, насколько я знаю, училась в музыкальной школе, занималась с серьезными преподавателями. Уважаю ее, как человека и музыканта. Сценический псевдоним Феникс появился, поскольку после несчастного случая много сил и времени ей пришлось потратить, чтобы восстановить здоровье и вернуться к выступлениям.
— У нее очень приятная манера исполнения. Сначала кажется, что не очень сильный голос, а потом, когда она берет высокие ноты, чувствуется сила.
— У нее разнообразный репертуар, обаяние и большие певческие возможности. Я сам всегда с удовольствием ее слушаю.
— Да, на концерте Вы отложили гитару и аккордеон и слушали Илону. Я еще подумала: молодая девушка, а репертуар 20-30-х годов, скажем так, не очень современный. Мне, например, все это близко и нравится, но я предыдущее поколение…
— Я не могу сказать, что это несовременный репертуар.
— В какую бы группу Вы их определили? Шансон, или шлягер, или ретро?
— Если говорить о терминах, все, что исполнялось в этом проекте, можно назвать ретро-музыкой. Это такой отдельный жанр, в котором многие сейчас работают и который вполне актуален. В английском языке для таких песен имеется название «evergreen» — вечнозеленые. Если говорить о моих предпочтениях , то у меня их много разных, и вот это направление — только одно из них. В концерте было три песни из репертуара Вертинского. Но это не буквальное повторение Вертинского, потому что это вообще неблагодарная задача – петь, скажем, голосом Вертинского, или петь голосом Утесова, или петь голосом Высоцкого…
— Согласна…
-…Эти песни поют, но
— А как все-таки возник интерес к музыке 20-30-х годов?
— В детстве, как многие, жил у бабушки в деревне и случилось, что нашел
— Вы и комментируете каждую песню, и это важно.
— Когда я начал смотреть историю этих песен, выяснилось что это целая огромная тема, очень много книг написано, много ресурсов в интернете этому посвящено, можно проследить истоки, развитие. И этот процесс продолжается. Кстати, только в последние годы начали выясняться настоящие авторы. Например, многие считают «Девушку из Нагасаки» просто дворовой песней, но на сам дело это не так, ее написала Вера Инбер, поэтесса очень известная, и композитор Поль Марсель. Он написал и «Песню о дружбе» («Когда простым и нежным взором…»). Многие песни не имели
— Очень неплохо… Есть только такой момент. Важно очень уметь отделять… дешевый слезливый тюремный репертуар от талантливых вещей.
— А это сама жизнь отделяет. Здесь ничего нам самим делать не надо. Жизнь фильтрует и ставит на свои места. Тюремная песня — это другой, совершенно определенный жанр. Не обсуждается, плохой он или хороший. Он существует. Он действительно разный. Некоторые талантливые песни, написанные в 20—30-е годы, были загнаны в подполье, и может быть тюрьма была одним из тех мест, где они были
— Интересно, что Вы играете на разных инструментах. На гитаре и маленькой гитаре, на аккордеоне и маленьком аккордеоне.
— Маленькая гитара называется гиталеле. У нее строй немножко другой, это гибрид гитары и укулеле, поэтому у «гиталеле» — короткая мензура, короткий гриф, она не такая инерционная, как гитара, на ней можно играть, как на банджо, мандолине или на балалайке, на ней хорошо отбивать быстрые ритмы, в этом ее преимущество. А маленький аккордеон удобен для игры стоя. В молодости играл в рок-группе на гитаре, потом в Риге, в Латвии в блюз-бэнде начал играть на губной гармошке. Потом увлекся аккордеоном. Играли для друзей, проводили музыкальные мероприятия… Здесь в Берлине продолжил. Первое время, как у всех приехавших-переехавших, были проблемы с коммуникацией, и чтобы не быть в
— На странице в Фэйсбуке у Вас интересные, талантливые фотографии.
— А, да, фотографией я тоже занимаюсь профессионально и был период, когда это кормило меня и мою семью.
— Компьютерная графика — очень современная специальность, интересно, как она сочетается с ретро-музыкой?
— Скажем так. Вот эта моя профессия графика, художника – очень интровертивная, замыкаешься на себе и на компьютере… А музыка, я считаю, это вообще самый лучший язык общения.
— Вы здесь в Берлине нашли свою публику?
— Берлин прекрасен тем, что для любого творчества здесь может найтись публика, в том числе и для этого. Здесь проходят фестивали, на которых представлены всякие культуры: и латино- американская, и цыганская и арабская, и славянско-российская и другие.
— Русское искусство здесь занимает
— Это такая же часть мировой культуры, как и любая другая. Многие песни русскими называются очень условно. Что касается того, что мы исполняли, есть, например, интересная история романса «Дорогой длинною», который все знают и кажется, что его испокон веков исполняют, что это
— Вы заговорили насчет цензуры. Вы, наверное, в курсе того, как сейчас в России люди живут. Я вот знаю, что Вы недавно в Брянске были. Как Вы считаете, цензура есть или нет? Вернее так, свобода — есть или нет?
— Я считаю, что свобода должна быть у человека в его голове. А цензура есть везде. Можно в компании, это и в России, и в Германии, свободно шутить про какого-нибудь президента или политического деятеля, а вот если ты пошутишь про своего начальника — у тебя могут быть проблемы… Но сейчас в России уже нет железных стен и железного занавеса, по крайней мере, если ты «несогласный» — можешь валить на все четыре стороны… Но мое творчество далеко от этого. У меня нет никаких цензурных рамок и нет задачи расшатывать цензурные рамки. Тем более, что мы находимся здесь, на Западе.
— Существует такое понятие «эмигрантский Берлин». Вы себя относите к этому? Или нет?
— Я отношу, да. И это, на самом деле тоже тема очень большая. Я вот был на экскурсии Андрея Чернодарова «Набоковский Берлин». Берлин — знаковое место для русской эмиграции. Если вкратце сказать, на Прагер платц было несколько ресторанов и кафе, в которых выступал Вертинский и которые посещали все деятели русской эмиграции, среди которых было много и певцов и музыкантов. Много таких мест сохранилось в Шарлоттенбурге. На самом деле, мне сложно одним словом определить свою идентичность, чисто этнически по маме и по папе я – белорус, в паспорте у меня было написано, что я русский, большую часть своей жизни я прожил в Латвии, сейчас живу здесь. Какое то время жил на Балканах, меня интересует и эта культура. По внутреннему ощущению, скорее, гражданин мира. А как музыкальное направление мне интересна народная музыка – и русская, и белорусская, и латышская, и балканская. Есть у меня и свои авторские песни. И я собираюсь в этих направлениях работать дальше.
Большая благодарность владельцам этого арт-кафе. Даша и Игорь — люди, которые очень идут навстречу, они не боятся
Беседовала Елена Ай
Фото Илоны: А.Янсоне
Редакция «Живого Берлина» не работает над материалами «Открытой линии». Их создают и оформляют пользователи. Что это за раздел и как стать его автором?