Творчество в фотографии: развиваем способности

27.09.2016   Жизнь

Год назад в Берлине заработала Школа творческой художественной фотографии Дмитрия Булкина — фотохудожника-«передвижника» из Риги, который каждые несколько лет меняет страну проживания. Специально для «Живого Берлина» преподаватель сформулировал десять советов, которые помогают ему самому учиться творчеству. На них же он всегда обращает внимание и учащихся своей школы.

Дмитрий Булкин на открытии своей выставки в Берлине. Фото: Денис Коновалов

Дмитрий Булкин на открытии своей выставки в Берлине. Фото: Денис Коновалов

1. Отделять творческое образование и развитие от самого творчества

Эти два процесса совсем не одно и то же и не могут происходить одновременно. У них разные задачи и, соответственно, разные способы для их решения, а также разные критерии успешности.

Творческое образование — это сознательная подготовка себя к моментам творчества, вдохновения. Актеры, музыканты, танцоры, художники много времени занимаются не конкретными произведениями, а развитием своих умений и приобретением новых, чтобы в моменты самого творчества не думать о теории. Фотографы — не исключение.

2. Заменить слово «вдохновение» на «желание», и образование станет продуктивнее

Вдохновение — это внезапные и не всегда прогнозируемые моменты, во время которых хочется не учиться, а непосредственно творить так, как можется.

То есть вдохновение — это то, для чего человек учится творчеству, а не с помощью чего. Учиться нужно для того, чтобы быть готовым к моментам вдохновения. И для того, чтобы вдохновение случалось чаще. А для обучения нужны желание и заинтересованность.

Фото Ирины Зубковой, ученицы Школы творческой художественной фотографии

Фото Ирины Зубковой, ученицы Школы творческой художественной фотографии

3. Создать для себя правила обучения

В самом творчестве нет правил, но именно в обучении их очень много, целые системы правил.

Это не правила из серии «как создавать творчество», а правила «как учиться творчеству». Они помогают эффективно использовать силы и время, которое человек уделяет обучению, объясняют, например, какие упражнения делать эффективнее или как анализировать результаты. Не бойтесь менять свои правила, если нашлись более эффективные.

4. Меняться

Научиться новому в творчестве означает не только добавить новое знание или умение, но и изменить старое. Тем более в фотографии.

Ведь любой человек уже с начальными знаниями и современной техникой может сделать какую-никакую фотографию. Но умением мы называем способность делать ту же фотографию, но как-то по-другому. Это принято называть «на другом уровне», но по сути это значит «по-другому».

Желание учиться творчеству и при этом не позволять себе меняться — это все равно что биться в самим же закрытую дверь.

Фото Анны Флашманн, ученицы Школы творческой художественной фотографии

Фото Анны Флашманн, ученицы Школы творческой художественной фотографии

5. Перестать считать фотографию техническим направлением

Фотография напрасно так сильно ассоциируется с техникой. В ней технических знаний меньше, чем в живописи, скульптуре, архитектуре, балете или музыке.

Везде нужно знать особенности работы с физическими качествами материалов. В фотографии такие знания тоже важны, но их несравнимо меньше. Техникой решаются самые простые вопросы фотографии, основные же находятся в области эстетики и в содержании.

6. Не подходить к творческому образованию как к плану или стратегии

Если вы смогли спланировать и представить себе желаемый результат вашего обучения — значит, этот результат не так уж и далек от того, где вы находитесь сейчас. Настоящий прорыв в обучении — это результат, о котором мы даже не догадываемся. И это прекрасно.

Фото Анастасии Туник, ученицы Школы творческой художественной фотографии

Фото Анастасии Туник, ученицы Школы творческой художественной фотографии

7. Не читать учебных теоретических книг по творчеству

Большая часть эффективной информации находится совершенно в другом месте. Искать ее надо в практических упражнениях и анализе собственных результатов упражнений. Если уж читать учебные книги, то только те, которые содержат в себе наборы практических упражнений и рассуждения других авторов. Но не для того, чтобы чему-то научиться, а для того, чтобы разобраться, что вы уже понимаете, а что еще нет.

8. Искать ответы на все возникшие вопросы

Вне зависимости от вероятности существования ответа. Потому что не ответ двигает мысль вперед, а сам вопрос и желание на него ответить. Важен именно процесс поиска ответа, и этот процесс зачастую намного продуктивнее и ценнее самого ответа. Лучше не найти ответ, но искать, чем не искать вообще, думая, что не найдешь.

Фото Алены Кудашевой, ученицы Школы творческой художественной фотографии

Фото Алены Кудашевой, ученицы Школы творческой художественной фотографии

9. Регулярно напоминать себе, что талант — это способность

Как и любую способность, талант мы приобретаем и теряем. Возраст, пол, наследственность, врожденности и другие физические ограничения не могут помешать человеку приобрести талант или растерять его. Сделать это могут только практика или отсутствие таковой.

10. Помнить, что творчество — это процесс физического создания

Рассуждения, мысли, догадки, теории и знания в творчестве — это хоть и важная часть, но только промежуточная, которая должна быть выражена в какой-то, пусть временной, форме. Музыка должна звучать, спектакль — играться, книга — писаться, фотография — фотографироваться.

iryna_soltyska-10-r

Фото Iryna Soltyska, ученицы Школы творческой художественной фотографии

Информация

Ближайшие мероприятия Школы творческой художественной фотографии

Читайте также:


Поделиться
Отправить
Класс