«Я не в той обуви, чтобы бегать», — сказал герой фильма «Коллектор» и вошел в историю

В Брауншвейге проходит 30-й Международный кинофестиваль, на котором покажут «Коллектора» российского режиссера Алексея Красовского. Автор «Живого Берлина» уже посмотрела фильм и делится впечатлениями.

Похоже, это была страшная месть. Вроде бы однажды режиссер Алексей Красовский пошел делать гастроскопию. Его врач отвлекся на телефонный звонок, а пациент, пока мучился с трубкой в горле и шлангом в животе, придумал сюжет фильма, который потом перетряхнул мозги многим зрителям.

Красовский вернулся домой, за несколько дней написал сценарий, еще неделя ночных съемок, буквально не выходя из арендованного офиса, и — вуаля! — на свет появился «Коллектор».

Изображение: кадр из трейлера kollector

Изображение: кадр из трейлера фильма «Коллектор»

Другие режиссеры десятилетиями обдумывают идею, потом годами ищут миллионы на антураж и костюмы, соответствующие эпохе, проводят звездные кастинги, чтобы гордо отчитаться в телевизоре: «Я перепробовал на эту роль два десятка знаменитостей!» А выходит пшик. Тут же незаметная премьера — и потрясение.

Нет, если вы поклонник дворцовых игрищ, всяких аватаров, псевдосоветских сериалов, вам в другую дверь. «Коллектор» — фильм низкобюджетный, там ни смены лиц, ни декораций, ни драк, и актер там всего один. Зато какой! Теперь я знаю, что Константин Хабенский — гений, ни убавить, ни прибавить.

Сюжет пересказывается одним предложением. Сидит матерый коллектор Артур в своем офисе и беспрерывно разговаривает по телефону. Все! Но за один день (точнее, вечер и ночь) Артур успевает вклиниться в столько чужих судеб и сам прожить столько жизней, что вот он и готов — мощный срез времени. Все построено на нюансах, на интонациях, на полутонах, на движении бровей. И ни одной фальшивой ноты в голосах, которые атакуют Артура из всех гаджетов, — так же, как и в его собственном голосе.

kollektor-02-web

Изображение: кадр из трейлера фильма «Коллектор»

Что совсем уж удивительно — нет там никакой правды жизни. Ну не бывает таких коллекторов: образованных, красивых, богатых, щедрых, мужественных, остроумных, циничных — и все в одном человеке. По отдельности — да, вместе — нет, несочетаемые это качества. Героем то любуешься, то его ненавидишь, причем как родного.

Абсолютно выдуманы истории его клиентов. С людьми, конечно, всякое случается, но чтобы с каждым… И возможностям коллекторских агентств режиссер явно польстил. Чтобы выложить клиенту всю его подноготную вплоть до «ребенок не от вас», надо обладать уймой времени, недюжинным детективным талантом и ресурсами. Российские коллекторы в массе своей способны только материться в трубку да двери должникам поджигать.

Не состряпаешь на человека такой качественный компромат (не показан) с помощью лишь уличных камер наблюдения, чтобы весь город (не назван) за один вечер встал на уши. Не найдешь такой ветклиники, где так заботились бы о судьбе сбитой автомобилем дворняги.

Все гипертрофировано, выпячено до крайности, доведено до абсурда. И… все прекрасно, всему веришь безоговорочно.

kollektor-04-web

Изображение: кадр из трейлера фильма «Коллектор»

Потому что фильм не про коллекторов вообще. Это так, для затравки, надо же как-то обозначить героя. Он про человеческую сущность: про подлость и жадность; про любовь, уходящую мгновенно; про иллюзии, с которыми не помогут расстаться даже неопровержимые доказательства. Все, что касается работы серого вещества в мозгу, как раз выверено до микрон.

Да что там веришь-не веришь — завидуешь не по-детски: ну как они до этого додумались? Почему не я? Все же лежит на поверхности…

Вот это и называется талант — что режиссерский, что актерский. Кстати, оцененный. На последнем «Кинотавре» Хабенский получил приз за лучшую мужскую роль, сыгранную в фильме «Коллектор».


Читайте также:

Елена Салина

Москва


Поделиться
Отправить
Класс