Вспоминая старое кино: «Три орешка для Золушки»

Елки, Санта-Клаусы, праздничный декор — что еще? Если вдуматься, то составляющих рождественской атмосферы, объединяющих страны Центральной, Северной и Восточной Европы, не так уж и много. Рождество — одно на всех, а приметы, традиции, блюда на праздничном столе — у каждого свои. Как и обязательные к просмотру фильмы из праздничной телепрограммы. В ряду счастливых исключений — «Три орешка для Золушки» режиссера Вацлава Ворличека.

Милой традиции пересматривать «Три орешка» под Рождество уже более 40 лет. Фильм обязательно включают в праздничную сетку телеканалы Польши, Норвегии, Финляндии, стран постсоветского пространства. Не говоря уже о странах, принимавших участие в производстве фильма («Три орешка для Золушки» — совместное производство Чехословакии и ГДР). Праздничный сезон 2012/13 поставил рекорд в Германии: фильм с зашкаливающими рейтингами показали по телевидению 14 раз. А в Чехии «Три орешка» признаны лучшим сказочным фильмом ХХ века.

В чем секрет такой бешеной популярности? Быть может, в том, что режиссер Вацлав Ворличек (Václav Vorlícek) с самого начала дал себе установку создать сказку на все времена, эксклюзивную постановку с актерами-звездами, упоительной музыкой и роскошными костюмами. И не стал мириться с бюджетом в 3 миллиона крон, которые выписали ему на пражской киностудии «Баррандов»: таких денег было бы достаточно, к примеру, для съемок интерьерной комедии, но никак не волшебной сказки.

trdz-89

Дополнительное финансирование в 1 миллион марок Ворличек получил в Германии, на киностудии ДЕФА (DEFA — Deutsche Film AG до 1945 года и ныне — студия Бабельсберг под Берлином). Правда, немецкие партнеры, вдвое увеличив бюджет, выдвинули свои требования: часть съемок должна была проходить на их территории (активно снимались окрестности замка Морицбург в Саксонии).

К съемкам привлекались и немецкие актеры: Король — Рольф Хоппе (Rolf Hoppe), Королева — Карин Леш (Karin Lesch) и Мачеха — Карола Браунбок (Carola Braunbock). И самое трудновыполнимое: в силу плотного графика работы студии съемки нужно было начинать немедленно, а именно зимой 1972/73 года.

По другой версии, на свой страх и риск, съемки на зиму сдвинул сам Ворличек. Он увидел в венском музее картину Брейгеля, на которой изображен крестьянский быт зимой, и подумал: «Зима, конечно, зима! Снег, на котором коричневыми пятнами будут по-брейгелевски живописно смотреться костюмы!»

trdz-95

Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com


Не беда, что костюмы в стиле эпохи Возрождения были уже готовы — умопомрачительные, но сшитые из слишком легких тканей: для съемок в теплое время года (художник по костюмам Теодор Птишек впоследствии получил «Оскара» за костюмы к фильму «Амадей» Милоша Формана).

Актерам, в особенности исполнителям главных ролей Либуше Шафранковой и Павлу Травничеку, совсем не улыбалось вязнуть в глубоких сугробах — вместо того чтобы бегать по цветущим лугам, как планировалось изначально. Тем не менее съемки в режиме «зуб на зуб не попадает» состоялись. Так родилась «Зимняя Золушка» — идеальная рождественская сказка.

Не будем забывать и о том, что в основе сценария — сказка чешской писательницы Божены Немцовой «Три сестры», вольная интерпретация «Золушки» братьев Гримм. Главное ее отличие от классической сказки Шарля Перро в том, что Золушка обретает свое счастье не при деятельном участии феи-крестной, а при помощи трех волшебных орешков. Сюжетообразующая деталь и почти революционный поворот в знакомой с детства истории. На смену девушке доброй и прекрасной, но слепо вверяющей свою судьбу случаю и фее-крестной, приходит не менее добрая, но дерзкая, решительная Золушка, решающая свою судьбу самостоятельно.

В первом орешке она находит охотничий костюм, в котором покоряет принца искрометным задором, лихой скачкой на коне Юрашеке и меткой стрельбой. Во втором — дивный бальный наряд и маску, которая скрывает ее лицо; так, чтобы принц не догадался, что озорная охотница и незнакомка в лазоревом платье — одна и та же девушка. В третьем орешке был самый главный Золушкин наряд, надев который, она быстро навела порядок в путанице в мыслях принца и закрыла все матримониальные вопросы, мешающие спокойно спать королю.

trdz-82

Отзывы на фанатских форумах однозначно свидетельствуют: современному зрителю по нраву именно такая Золушка: «Принц тюфяк, зато какие женщины!», «Эта Золушка и коня на скаку остановит!», «Фильм для честолюбивых красоток».

Любопытно, что создатель самой свежей Золушки наших дней Кеннет Брана (фильм «Золушка», диснеевская киносказка 2015 года) тоже ломал голову над этой дилеммой — доброта в чистом виде пресна и никого не привлекает, и Золушка в XXI веке должна быть с характером. Правда, жесткие рамки адаптации сказки Шарля Перро почти не оставили ему пространства для импровизации:

Кеннет Брана: «В тот момент, когда часы били двенадцать и Золушка убегала из дворца, я нарочно не дал принцу сразу же броситься за нею в погоню. Он сидел, как завороженный, как будто хотел сказать: „Ты убегаешь, и мне грустно, но это твое решение, и я его уважаю“. Впрочем, ему все равно пришлось побежать за ней».

Словом, «Золушка» Вацлава Ворличека, несмотря на почтенный возраст, очень актуальна.

Кстати, в этом фильме оправдал себя довольно рискованный прием, когда каждый актер говорит на своем родном языке, а затем многоголосицу сглаживает дубляж. Поэтому — следите за телеэфирами. Тем более что 6 лет назад немецкий вариант фильма был полностью отреставрирован — с ресканом пленки, устранением царапин, обновлением качества звука и переводом видео в формат Full HD. После реставрации был даже выпуск фильма на дисках Blu-ray — кстати, и с советским дубляжом в наборе опций.

trdz-97

В тексте использованы кадры из фильма «Три орешка для Золушки» (чеш. Tři oříšky pro Popelku, нем. Drei Haselnüsse für Aschenbrödel), 1973 г.


Читайте также:

Ольга Кузнецова

Берлин


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс