Весь мир в яслях: Рождество на столе, на улице и в храме

Бог принял облик человека, явившись миру в бедности. Таков общий смысл этих многочисленных рождественских инсталляций в кирхах, празднично украшенных витринах магазинов, на улицах и площадях немецких городов, в детских садах и школах, у наряженных елок в миллионах домов — повсюду. По-русcки это называется рождественский вертеп. По-немецки — Krippe. То есть ясли.

Почему ясли? Композиция воспроизводит обстоятельства появления Иисуса Христа на свет. В Евангелии от Луки говорится, что Мария запеленала новорожденного младенца и положила его в ясли, ибо в найденном прибежище больше не было места. Ясли — корыто для скота, куда засыпают корм. Это немудреное приспособление стало колыбелью Спасителя.

Текст Евангелия лаконичен. Скупыми фразами повествуется о пути Иосифа и Марии в Вифлеем, где и родился Христос. Описаний прибежища нет, только слово «ясли». Из него возникли последующие представления о хлеве, в котором ютилось святое семейство. Косвенно указывает на хлев и то место в Евангелии от Луки, где рассказывается о благой вести, которую явили ангелы пастухам, о поклонении пастухов новорожденному сыну Марии. Соответствует и сюжет из Матфея с поклонением волхвов (в Германии их называют три святых короля — Heilige Drei Könige), принесших в хлев свои дары новорожденному.

Фото: pixabay.com (CC0 Public Domain)

Фото: pixabay.com (CC0 Public Domain)

Pars pro toto

Весь визуальный контекст — хлев, младенец в яслях, Мария и Иосиф, животные, пастухи, волхвы, иногда еще и звезда Рождества и ангелы, несущие благую весть, — включается в праздничную композицию, состоящую из любовно сделанных фигурок и деталей обстановки.

Название «Krippe» (ясли) закрепилось за этой традицией и за целым направлением искусства по принципу pars pro toto — «часть вместо целого». Во времена раннего христианства эта часть была единственной сутью композиции. Самые первые церковно-рождественские изделия представляли фигурку Христа в яслях и двух животных: быка и осла. Лишь в средневековье сюда стали добавлять фигурку Марии, еще позже — фигурку Иосифа.

Основоположником средневековой традиции считают святого Франциска Ассизского. Свою рождественскую проповедь в итальянской деревне Греччо в 1223 году он сопроводил «иллюстрацией» с фигурами людей и животных, изображавшими события в Вифлееме.

После этого и стали мастерить ящички с фигурками и с запечатленной обстановкой Рождества Христова. Они выставлялись в храмах, но постепенно обжились в обычных домах. Хотя поначалу это были как раз не обычные дома, а дворцы знати. Но со временем дошло и до домов небогатых.

Первые ясли, композиционно и по технике исполнения близкие современным, появились в Мюнхене в 1607 году. На следующий год нечто подобное было выставлено в Инсбруке, еще через год — в тирольском городе Халле. С 1615 года это постоянный «промысел» Ноннбергского аббатства — женского бенедиктинского монастыря в Зальцбурге. Основные творческие решения той поры сохранились в немецкоязычных странах до современности: реалистическое изображение людей, животных и обстановки хлева и волшебная, таинственная атмосфера рождественской ночи.

baby-21990-web

Фото: pixabay.com (CC0 Public Domain)

Что делает этот, без штанов?!

«Ясельное творчество» широко распространилась по Европе, слившись в различных регионах с национальными особенностями прикладного и изобразительного искусства. Так, в неаполитанских яслях головки фигурок напоминают маски комедии дель арте.

В каталонской традиции — непременное добавление к обычным фигуркам яслей еще и фигурки каганера, человечка со спущенными штанами, который беззаботно справляет в кустах большую нужду. Католическая церковь в Испании отнюдь не возражает против такой отсебятины: по местным поверьям, каганер приносит удачу.


Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com


Можно через нельзя

Вообще же с признанием ясельного искусства не всегда дела обстояли гладко. Во времена Реформации на ясли стали смотреть косо, как и вообще на культовое убранство храмов. До середины XIX века у лютеран не было ясель. Примирение с ними произошло благодаря влиянию поэта Густава Вильгельма Яна (Gustav Wilhelm Jahn). Его песни и стихи почитались в евангелических общинах. Сам он был одним из создателей знаменитого церковно-благотворительного учреждения — Дома Спасения в Цюлхове (нынешний район Целехова в польском Щецине). Там, в Доме Спасения, впервые в лютеранском мире возродились фигурки ясель, после чего они были признаны в протестантских кирхах.

В католическом мире известны гонения на ясли, устроенные австрийской императрицей Марией Терезией, а потом ее сыном Иосифом II. Это был странный период. С одной стороны, Мария Терезия крепко зажимала протестантов. С другой стороны, боролась с «излишествами» католицизма. В разряд «излишеств» попали и рождественские ясли. Их запрещали в храмах и в частных домах. Линию нетерпимости продолжил и Иосиф II. С его уходом, в конце XVIII века, запреты отменили.

family-1107299-web

Фото: pixabay.com (CC0 Public Domain)

В кофейной чашечке и на глади озера

В Германии, Австрии, Швейцарии начиная с позапрошлого века и до настоящего времени — яркий расцвет ясельного искусства. Композиция присутствует практически в каждом немецком доме, независимо от религиозных взглядов. Ясли — это праздник. А праздник, как говорят в Германии, muss sein. Ясли передаются в семьях по наследству, нередко это подлинные раритеты, пришедшие из давних времен.

Есть такие ясли и в нашей семье. Они остались от бабушки, жившей в Германии. К ней самой они перешли от старшего поколения ее семьи. Время изготовления и приобретения ясель теперь уже трудно проследить. Судя по стилю и состоянию материала это первая половина прошлого века. Знаю, что дедушка из веток и корневищ, которые он собрал в лесу, сам сделал обитель святого семейства — пастушью хижину, похожую на шалаш. Отшлифовал и отлакировал все элементы строения. Сделал фонарь и разместил его над колыбелью. Изначально это был просто набор фигурок, он составил из них законченную композицию. А недавно мои дети заново покрыли старые ясли лаком, теперь уже на радость своим детям.

Рождественские «ясли», унаследованные автором от бабушки. Фото: Елена Шлегель


Описать все виды и особенности ясельного искусства — все равно что перечислить экспонаты Эрмитажа. Ясли-ящички, умещающиеся на ломберном столике, и гигантские ясли. Ясли храмовые и ясли городские, для которых требуется пространство улиц и площадей. С другой стороны, ясли миниатюрные — например, в кофейной чашечке. Ясли бумажные (в том числе из складных фигурок типа оригами) — и ясли бронзовые, деревянные, терракотовые, стеклянные, пластиковые. Ясли сухопутные и ясли плавучие (как на Вертском озере в Австрии). Ясли неподвижные и ясли движущиеся.

Среди движущихся — тоже разнообразие вариантов. Например, вращающиеся фигурки, движимые восходящим потоком теплого воздуха над пламенем свечи. Механические ясли — от крохотных до великих. Живые ясли — Krippenspiel, то есть представление на рождественский сюжет, разыгрываемое профессиональными актерами или любителями. Отдельный вариант: ясли с живыми животными, например, в зоопарке.

Словом, весь мир — ясли!


Читайте также:

Елена Шлегель

Пассау


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс